Сеанс одновременной игры в зоне рискованного земледелия: Вернуть былую «льняную» славу Тверской земле
По прогнозам, в 2019 году объем производства льноволокна составит почти 5 тысяч тонн По данным «Сборника статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств», изданного в 1917 году,
По прогнозам, в 2019 году объем производства льноволокна составит почти 5 тысяч тонн
По данным «Сборника статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств», изданного в 1917 году, в 1913 году наша страна являлась крупнейшим в мире чистым экспортером зерна.
Российские поставки зерновых культур за рубеж составляли 30% мирового экспорта, что сопоставимо с современной долей российской нефти на мировом рынке. А ведь было еще животноводство и «русский шелк» – лен… Значительная часть сельхозугодий в России находилась в зоне так называемого рискованного земледелия и поэтому требовала, с одной стороны, некой специализации на культурах, менее зависимых от капризов климата, а с другой – гибкой диверсификации сельскохозяйственных направлений. Это чем-то похоже на сеанс одновременной игры в шахматы, когда на кону одновременно сытый народ, доход в казну и национальная безопасность. Удивительно, но и спустя 100 лет перед нами стоят те же задачи.
Новое – хорошо переосмысленное старое
Еще в 1990 году Тверская область была лидером среди всех российских регионов по посевам льна – «голубое золото» занимало более 102 тысяч гектаров сельхозугодий. Сейчас совсем иные показатели, однако власти региона стремятся вернуть былую «льняную» славу Тверской земле. Но из--за совокупности объективных и субъективных причин о больших достижениях пока говорить рано. Попытаемся понять, почему.
Лишь немногие сорта льна, обкатанные в тверских климатических условиях, успевают набрать технологически востребованную длину волокон за наше короткое и непредсказуемое лето. Достаточно сказать, что общий период вегетации и вылежки соломы после теребления у нас примерно на месяц короче, чем в льноводческих районах Франции. Понятно, что эта проблема решается на уровне семенного фонда, причем сегодня речь должна идти не только о помощи в закупке элитных сортов, в том числе за рубежом, но и о государственном контроле за качеством семян и финансировании отечественных биотехнологических методов и межвидовой селекции. Кто-то скажет, что в прежние годы нехватка льноволокна высоких номеров не мешала России уверенно зарабатывать на «русском шелке» валюту, и будут правы. Действительно: в конце XVIII века лен был главным предметом российского экспорта. А в начале XX века за рубеж вывозили льноволокна, семян и жмыха на 122 миллиона тогдашних полновесных рублей в год. Все верно, однако эти цифры порождались высоким спросом на технический лен, который шел на изготовление парусины, канатно-веревочной продукции и изделий из небеленого сырья. Сегодня его место уверенно заняли более технологически совершенные и дешевые синтетические материалы. Соответственно, в современных реалиях конкурировать мы можем, развивая три направления: производство длинноволокнистого льна, масличных льнокультур и внедряя новейшие технологии переработки: например, котонизацию льняного сырья или превращение в биокомпозитные материалы. Есть еще один весомый аспект конкуренции – цена. Увы, крайне низкий уровень автоматизации льняного производства делает наш лен достаточно дорогим «удовольствием». А без гарантированного спроса все потуги государства вытянуть льноводство на прежний уровень останутся бесплодными.
Многое в Тверском регионе уже делается. Общий объем средств, предусмотренных на поддержку льноводства с 2017-го по 2019 год, составил более 165,5 млн рублей (в том числе на закупку элитных семян, проведение агротехнических работ). В минувшем году производство льноволокна в Верхневолжье выросло на 12,5%, при этом увеличиваются посевы льна-долгунца. По прогнозам, в 2019-м объем производства льноволокна составит почти 5 тысяч тонн. Сегодня в регионе действуют 15 льносеющих хозяйств, первичную переработку осуществляют 6 заводов в разных районах области. В Твери создан Федеральный научный центр лубяных культур из шести научных профильных организаций, изучающих и внедряющих актуальные методы льноводства.
Меры, предпринятые столетие назад, реально вывели льноводство в Российской империи на новый уровень. Будут ли эффективны усилия государства в современной России? Поживем – увидим. Очень уж многое зависит от пресловутого человеческого фактора. В условиях тотального оттока населения из сельской местности в города может оказаться, что льном будет просто некому заниматься. Тем более что сроки основных работ в льноводстве совпадают по времени с уборкой картофеля, подготовкой почвы под зябь, посевом озимых. Поэтому любые финансовые вливания без дополнительных целевых усилий по привлечению специалистов и оснащению льноводов современной техникой уйдут как вода в песок.
Стратегический продукт
В Послании Федеральному Собранию РФ глава государства назвал сельскохозяйственную отрасль элементом национальной безопасности. Доктрина продовольственной безопасности была разработана в России 10 лет назад, она предполагает определенное процентное соотношение отечественной и импортной пищевой продукции.
В прошлом году объем экспорта в этом сегменте рынка составил 25,8 млрд долларов, российским аграриям удалось обеспечить и внутренние потребности страны. По большинству ключевых направлений установленные нормы были выполнены, а кое-где и перевыполнены. Например, после введения продовольственного эмбарго 5 лет назад доля импорта «молочки» резко сократилась – на 40%. Поскольку молочное животноводство характеризуется длительным инвестиционным циклом, полностью и быстро восполнить потерянные объемы отечественным продуктом не удалось. Хотя некоторые регионы, в том числе Тверская область, пошли по пути не столько увеличения поголовья, сколько повышения его эффективности. В прошлом году по сравнению с трехлетней давностью надой увеличился почти в 1,2 раза, во многом за счет улучшения породных характеристик скота.
Этим летом рассматривались новые инвестиционные проекты в сфере молочного производства. В частности, компании «Румелко-Агро», предусматривающей создание трех молочно-производственных ферм почти на 11 тысяч голов крупного рогатого скота. Планируемый объем вложений в течение трех лет – до 18 млрд рублей. Заявленная мощность производства – 240–300 тонн в сутки. В рамках реализации проекта будет создано порядка 700 новых рабочих мест. В перспективе инвестор планирует строительство молокоперерабатывающего завода на территории региона. А на июньском Петербургском международном экономическом форуме глава Тверского региона Игорь Руденя обсудил с президентом ООО Группа компаний «Кабош» Дмитрием Матвеевым возможность реализации на территории Верхневолжья еще одного крупного проекта. На первом этапе предполагается строительство двух молочно-товарных комплексов на 4300 голов крупного рогатого скота каждый, козьей и овечьей ферм по 5000 голов каждая, телятников на 40000 голов. Ожидаемый объем инвестиций – 13 млрд рублей. Также планируется создание производства сыра, финансирование проекта превысит 27 млрд рублей.
ЦИФРЫ:
Федеральным правительством Тверской области выделено 739,5 миллиона рублей на частичное возмещение затрат по инвестиционным кредитам и зай-мам в агропромышленном комплексе.
В 2018 году в Верхневолжье объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства составил более 2 миллиардов рублей.
Адресная помощь оказана 256 предприятиям агропромышленного комплекса и фермерским хозяйствам, 53 гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Финансовую поддержку из бюджета получили 82 молодых специалиста, трудоустроенных в сельскохозяйственные организации, и 17 семей, проживающих и работающих на селе.
Заявлена реализация порядка 30 инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли с общим объемом инвестиций в 30 миллиардов рублей, что обеспечит создание более 2 тысяч новых рабочих мест.
Инициативы губернатора Тверской области Игоря Рудени по развитию отрасли
Первое – сделать на федеральном уровне межведомственную отраслевую программу по развитию льноводства, которая будет предусматривать пакеты мер поддержки от поля до реализации готовой продукции. Второе – сделать Тверскую государственную сельскохозяйственную академию базовой для подготовки студентов для отрасли производства и переработки льна. Третье – внедрить на федеральном уровне систему компенсации затрат льноводам по результатам реализации готовой продукции.
Светлана ФИНЕВИЧ
20Последние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией