Экслибрисы Транквилло Марангони (1912-1992)
Тот, кто работает руками — рабочий.
Транквилло Марангони (1912-1992)
Родился в Поццуоло-дель-Фриули (область Удино)
Тот, кто работает руками — рабочий.
Тот, кто работает руками и головой — мастер.
Тот, кто работает руками, головой и сердцем — художник.
Франциск Ассизский
« Транквилло по-итальянски «спокойно». Но Транквилло Марангони – это всё, что угодно, только не спокойствие! », – так писал Карло Кьеза о своём друге, президенте Ассоциации графиков Венето и крупнейшем ксилографе XX века Транквилло Марангони. Художник-самоучка Марангони отличался удивительной работоспособностью и темпераментом. Работал он исключительно в технике ксилографии – гравюры на дереве. Сотоварищи по творчеству прозвали его в шутку, но очень метко – «жуком-точильщиком», ибо, как они говорили, «он настолько сросся с деревом, что, кажется, врос в него целиком».
Действительно, страсть к дереву у Марангони в крови – он родился в семье столяра. Проводя всё своё время в отцовской мастерской, юный Транквилло осознал своё призвание. Имея такой опыт, он смог блестяще выучиться гравюре на дереве - одной из сложнейших техник печатной графики. Переход от ремесла к искусству произошёл у Марангони так естественно, словно по заранее намеченному плану.
В представленных на выставке экслибрисах можно прочувствовать всю «кухню» творческого поиска Марангони. Здесь можно видеть влияние и итальянского неореализма послевоенных лет и фресковых приёмов его современника живописца Массимо Кампильи (1895-1971). Не могло не сказаться на художественной манере Марангони богатое художественное наследие Италии. Он изучал этрусскую архаику, интересовался искусством итальянской готики, особенно искусством витража. Лаконизм, декоративность и двухмерность родственная витражу стали характерными чертами поздних произведений автора, например, их яркое воплощение мы видим в работе «Ex Libris Giuseppe Cauti».
Для Марангони характерна драматичность видения бытия. Основной линией своего творчества он выбрал тему страданий и мук человека на этой земле. Но представляет он её не через призму пессимизма. Его герои сродни героям античных трагедий: они мужественно, с убеждением, что жизнь благо, ведут неравную борьбу с Роком. У Марангони нет ни одного сдавшегося, поникшего или нерешительного персонажа. Например, «Ex Libris Johan Schwencke», где изображена одинокая, но сильная женская фигура, взывающая о свободе. Или же «Ex Libris ingegnere Gianni Mantero», где могучий атлант с горящим сердцем держит на своих плечах небо, а надпись на латыни «semper immota fide», говорящая о его непоколебимой вере, усиливает впечатление. В этом противоборстве жизни и смерти, свободы и оков, желаний и непреодолимых преград, весь художник с его темпераментом и жаждой созидания.
Увидеть произведения итальянского мастера можно на выставке «Mamma Italia!» до 25 сентября по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д.3 (Тверской императорский дворец).
Мария Шанахина, куратор выставки.
1. Транквилло Марангони. Источник: http://tt.4sigma.it/it/atlas/217/tranquillo-marangoni
2. Ex Libris Giuseppe Cauti. 1979 г. Бумага, ксилография. 140х95 мм
3. Ex Libris Johan Schwencke. 1948 г. Бумага, ксилография. 116х69 мм
4. Ex Libris ingegnere Gianni Mantero. XX в. Бумага, ксилография. 100х80 мм
5. Ex Libris Lorenzo Spallino. 1962 г. Бумага, ксилография. 134х99 мм
6. Ex Libris Vicente Martinez Yuste. XX в. Бумага, ксилография. 109х64 ммПоследние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией