05.02.2023

Наша коллекция. Неизвестный художник начала XIX в. Пожар в Стокгольме

В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях,

В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях, где была представлена западноевропейская живопись. В документе  упоминается, что «картин, изображающих пожар в одном из заграничных городов», было две и висели они в золоченных рамах. Однако в Тверской музей в марте 1925 г. поступила только одна из них, получив в учетных документах название «Пожар». В 1937 г. полотно вошло в собрание Калининской областной картинной галереи под таким же наименованием.

Сюжет полотна разворачивается на фоне архитектурного сооружения, облик которого позволяет узнать в нем королевский дворец в Стокгольме. Заревом пожара освещен его западный фасад, также именовавшийся «фасадом короля». Динамику ночному пейзажу придают фигуры зевак, среди которых как знатные аристократы, наблюдающие за трагедией из окон закрытой кареты с гербом, так и простые горожане, оказавшиеся поблизости. Из ворот дворца выезжают всадники в мундирах генерального штаба. Двууголки на их головах, появившиеся в шведской армии после 1793 г., наряду с круглой шляпой военного на переднем плане дают возможность датировать сюжет, а возможно, и само полотно периодом с 1793 по 1808 гг. Этот хронологический промежуток косвенно подтверждает и монохромная окраска стен дворца в цвет охры, которая изменилась в первое десятилетие XIX в., когда каменные фрагменты западного фасада для контраста были выкрашены в серый.

Пожары были частой напастью в густонаселенном Стокгольме. Самые крупные из них вошли в историю и даже получили имена собственные, а в шведской иконографии появился целый корпус сюжетов, изображающих это разрушительное городское бедствие. Например, живописец Пер Хиллестром (Per Hillestrom) (1732-1816), который в юности был потрясен страшным пожаром Клара (1751 г.), уничтожившим имущество его семьи, на рубеже XVIII-XIX вв. создал целую серию ночных пейзажей, изображающих пожары в разных частях Стокгольма, очевидцем которых ему довелось оказаться. Полотно неизвестного художника, хранящееся в Тверской областной картинной галерее, во многом сходно с работами Хиллестрома по манере изображения фигур и передаче эффекта освещения архитектурных сооружений заревом на фоне ночного неба.

  Текст: Мария Шувалова, ученый секретарь.

Неизвестный художник начала XIX в.
Пожар в Стокгольме
Холст, масло. 51х67,5 см
Собрание Тверской областной картинной галереи

Последние новости

Информационное сообщение

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина  от 19.04.

Избраны председатель  и заместитель председателя ККС Тверской области

    22 апреля 2024 года состоялось заседание квалификационной коллегии судей Тверской области, на котором председателем квалификационной коллегии судей Тверской области избрана Солдатова Юлия Юрьевна,

Минсельхоз Тверской области объявляет о проведении конкурсного отбора на возмещение части затрат сельскохозяйственным кооперативам

Минсельхоз Тверской области объявляет об отборе получателей субсидии из областного бюджета Тверской области на возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам в рамках создания системы поддержки

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *