Наша коллекция. Неизвестный художник начала XIX в. Пожар в Стокгольме

В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях,

В усадебной картинной галерее Куракиных в имении Степановское-Волосово эта работа на момент составления описи имущества, проводившейся музейными эмиссарами в 1922 г., находилась в помещениях, где была представлена западноевропейская живопись. В документе  упоминается, что «картин, изображающих пожар в одном из заграничных городов», было две и висели они в золоченных рамах. Однако в Тверской музей в марте 1925 г. поступила только одна из них, получив в учетных документах название «Пожар». В 1937 г. полотно вошло в собрание Калининской областной картинной галереи под таким же наименованием.

Сюжет полотна разворачивается на фоне архитектурного сооружения, облик которого позволяет узнать в нем королевский дворец в Стокгольме. Заревом пожара освещен его западный фасад, также именовавшийся «фасадом короля». Динамику ночному пейзажу придают фигуры зевак, среди которых как знатные аристократы, наблюдающие за трагедией из окон закрытой кареты с гербом, так и простые горожане, оказавшиеся поблизости. Из ворот дворца выезжают всадники в мундирах генерального штаба. Двууголки на их головах, появившиеся в шведской армии после 1793 г., наряду с круглой шляпой военного на переднем плане дают возможность датировать сюжет, а возможно, и само полотно периодом с 1793 по 1808 гг. Этот хронологический промежуток косвенно подтверждает и монохромная окраска стен дворца в цвет охры, которая изменилась в первое десятилетие XIX в., когда каменные фрагменты западного фасада для контраста были выкрашены в серый.

Пожары были частой напастью в густонаселенном Стокгольме. Самые крупные из них вошли в историю и даже получили имена собственные, а в шведской иконографии появился целый корпус сюжетов, изображающих это разрушительное городское бедствие. Например, живописец Пер Хиллестром (Per Hillestrom) (1732-1816), который в юности был потрясен страшным пожаром Клара (1751 г.), уничтожившим имущество его семьи, на рубеже XVIII-XIX вв. создал целую серию ночных пейзажей, изображающих пожары в разных частях Стокгольма, очевидцем которых ему довелось оказаться. Полотно неизвестного художника, хранящееся в Тверской областной картинной галерее, во многом сходно с работами Хиллестрома по манере изображения фигур и передаче эффекта освещения архитектурных сооружений заревом на фоне ночного неба.

  Текст: Мария Шувалова, ученый секретарь.

Неизвестный художник начала XIX в.
Пожар в Стокгольме
Холст, масло. 51х67,5 см
Собрание Тверской областной картинной галереи

Последние новости

Почему на панели оператора видно, когда производство устало: сигналы, которые нельзя игнорировать

Иногда машины говорят с нами языком графиков и лампочек, и внимательный инженер способен понять — производство устало. Панель оператора, как зеркало предприятия, отражает не только цифры, но и настроение всей системы.

Муниципальный этап Фестиваля спортивных семей

Формировать привычку к ведению здорового образа жизни необходимо начинать с детства, а делать это лучше всего на собственном примере.

Сквозь века: стойкие оловянные солдатики

У многих из нас есть хобби: кто-то увлекается разведением цветов, кто-то любит слушать музыку, собирать монеты, а гость Спеховской школы, житель посёлка Куженкино,

Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить

Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Анапе, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *