Письма памяти: победу ковали и в неприметной лесной избушке
РИА Верхневолжье Совсем скоро мы отметим 77 лет со дня Великой Победы.
Совсем скоро мы отметим 77 лет со дня Великой Победы. 77 лет, как советские солдаты стёрли с лица Земли нацистскую угрозу и обеспечили будущее не только своей стране, но и всему миру.
В архиве РИА Верхневолжье хранятся письма ветеранов, в которых они рассказывают о боевых подвигах, боях и возвращении к обычной жизни. Письма присылались в редакцию газеты “Тверская жизнь” в далёком 1995 году.
Фото: Кристина Белякова/РИА ВерхневолжьеОдно из них написано Клавдией Михайловной Зыковой — ветераном труда. Когда пришла война, Клавдия и ее сестры, Изольда и Екатерина, были совсем еще девчонками. Но они внесли свой вклад в Победу.
Пришли партизаны
Отец Клавдии Михайловны был лесником. Она вспоминает хуторок в лесу, где прошло ее детство.
«Он стоял, этот одинокий хуторок, на круглой небольшой поляне. Густой старый лес подступил к ней со всех сторон».
Это Старицкий район, неподалеку от деревни Луковниково. В 1941 году там земля горела: фашисты рассчитывали сделать эти места своим опорным пунктом, перекрывающим путь советских частей на Ржев.
В двух шагах (в соседнем, Торжокском районе) — Русинский рубеж, Малиновская высота, где совершил свой подвиг Яков Падерин. Совсем рядом — «Катакомбы» — старицкие пещеры, там велись ожесточенные подземные бои. До Ржева рукой подать.
А лесной хуторок, который и названия -то не имел, а на картах обозначался, как кордон «Жук», стал пристанищем партизан (на оккупированной Старицкой земле в районе Луковниково действовало четыре партизанских отряда).
«В доме у нас на правах дальней родственницы стала жить связная партизан Паня Новикова» — вспоминает ветеран.
Семья лесника помогала партизанам, чем могла. Пекли для них хлеб, ходили по поручениям в соседние деревни и приносили сведения о расположении и численности немецких частей.
«Однажды проводник из деревни привел к нам отряд особого назначения, который должен был срочно попасть в штаб», — пишет Клавдия Михайловна. А затем вспоминает, как ее мать, Таисия Александровна Полынькова, перевела военного через передовую линию фронта.
Словом, Победу ковали и здесь, в неприметной лесной избушке. И делала это мама троих детей и ее юные дочери. С огромным риском — не меньше, чем на передовой.
«Наш дом превратился в лагерь»
А враг подступал все ближе и ближе. Вот он уже занял церковь по большаку на горе — в четырех километрах от хутора. Но к лесному кордону подходили и наши регулярные части.
«Наш дом превратился в лагерь, — пишет Клавдия Михайловна, — У нас солдаты находили кратковременный отдых, не было места даже на полу… Всю ночь топилась баня, где приводили в порядок себя военные…от нас солдаты уходили в бой, к нам после боя привозили раненых…погибших, которых хоронили на поляне в 300 метрах от нашего дома»
Ветеран вспоминает фамилию погибшего комбата — Антропов. За строчками письма — искренние, живые, теплые воспомининия о человеке отважном и благородном, ставшим другом ее семье.
Называет она и другие дорогие ей имена. Матвей Наумович Зингер, комиссар: в те тяжелые военные дни он надел маленькой Клаве пионерский галстук. Петр Васильевич Крылов — с этим отважным бойцом семья породнилась, он и старшая сестра Клавы полюбили друг друга. В разгар войны, не зная, застанут ли завтра друг друга в живых, они верили в будущее. И будущее наступило.
«Их сын работает на вагонзаводе, а внук — тоже офицер», — делится автор письма.
Спасение семьи лесника
Но вернемся в 1941 год. Бои шли все упорнее. В дом лесника привезли швейные машины — девчонки шили маскхалаты. В спальне на сундуке военные разрабатывали планы. И все чаще на лесной хутор, ставший одновременно штабом, лагерем и лазаретом, сыпались снаряды. Нужно было эвакуироваться.
«Оставаться было нельзя. Были и недоброжелатели», — сухо роняет Клавдия Михайловна. Приметили, значит, подпольщиков, и могли выдать.
Во все времена и на любой войне бывали те, кто врага готов встретить хлебом-солью. А вдруг пожалеет, примет за своего, лояльного? Не убьет…по крайней мере, сейчас?
Но этот расчет никогда себя не оправдывал. Если сегодня противник сжег дом соседа — завтра он сожжет твой, и уже некому будет за тебя заступиться. Уроки военной истории всех эпох и народов это ясно показали.
Женщин и детей с лесного кордона успели спасти от глаз недоброжелателей и возможной расправы со стороны фашистов. И от бомбежки увезли. Эвакуировали в Кувшиново.
Когда врага вышибли со Старицкой земли, эвакуированные вернулись. И не узнали хутора: он был разорен. Но партизаны своих не бросили. Помогали обустроиться, как могли. И в буквальном смысле спасли семью от голода: сберегли корову, которую пришлось бросить при отъезде.
Дело шло к Победе.
Вот что может рассказать о войне ее дитя, ветеран труда, отличник народного просвещения. В Великую Победу вплетена нить и ее судьбы.
Эти люди сделали всё, чтобы мы сейчас могли видеть мирное небо над головой. А задача нашего поколения — сохранить этот мир и память о подвигах наших героев. 9 мая в Твери пройдёт “Бессмертный полк”, шествие начнётся от стелы “Город Воинской славы” в 15:00. Принять участие в акции может каждый желающий.
Последние новости
Муниципальный этап Фестиваля спортивных семей
Формировать привычку к ведению здорового образа жизни необходимо начинать с детства, а делать это лучше всего на собственном примере.
Сквозь века: стойкие оловянные солдатики
У многих из нас есть хобби: кто-то увлекается разведением цветов, кто-то любит слушать музыку, собирать монеты, а гость Спеховской школы, житель посёлка Куженкино,
В Твери продолжается благоустройство нового сквера в микрорайоне Юность и модернизация Центра образования № 49
Глава города Твери Алексей Огоньков проверил ход работ по строительству и благоустройству сквера на Молодежном бульваре.
Спортзал, школа, ДКШ и ещё ряд важнейших тем
Сегодня в Нелидовском муниципальном округе состоялся парламентский день. Депутаты Законодательного Собрания Тверской области Александр Клиновский, Руслан Лебедев, Станислав Петрушенко,