Дворцовый переворот: на время каникул Тверской Императорский дворец становится образовательным культурным центром

И во время каникул можно учиться, причем с большей отдачей и с увлечением, чем в привычном школьном классе.

фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

И во время каникул можно учиться, причем с большей отдачей и с увлечением, чем в привычном школьном классе. Главный помощник в этом самом прекрасном времяпрепровождении – Тверская картинная галерея, лучшее для этого место – Императорский дворец.

Картинная галерея имеет статус лидера научной, исследовательской и, что для нас особенно ценно, просветительской работы. В основе проекта «Лето во Дворце», который начался первого июня в Тверском Императорском дворце, – проведение музейных игр, мастер-классов, познавательных экскурсий и интерактивных занятий для детей и подростков. Проект действует не первый год, интерес к нему заметно растет.

Задачу организовать в период летних каникул познавательную программу мероприятий для школьников поставил губернатор Игорь Руденя. По мнению главы региона, подобные мероприятия имеют важное значение в духовно-нравственном воспитании детей.

Каждый день во дворце проходит до 25 экскурсий. Особое внимание здесь уделяют просветительским занятиям, адресованным подрастающему поколению. За минувшие два летних месяца состоялось больше 90 детских тематических экскурсий. 117 лекционных занятий посетили 615 детей — как в составе организованных групп, так и частным порядком. В играх, мастер-классах, экскурсиях, занятиях приняли участие 2285 детей, 685 из них приехали из районов Тверской области.

Занятия по таким темам, как натюрморт, скульптура, декоративно-прикладное искусство, виды и жанры изобразительного искусства проводят научные сотрудники просветительских отделов картинной галереи. Юлия Орлова ответственна за работу, связанную с мультимедийными и просветительскими проектами, многие из которых разработаны совместно с Русским музеем. Информационная и образовательная зоны, которые входят в виртуальный филиал ГРМ, позволяют посетителям самостоятельно знакомиться с обширными материалами Русского музея, открывают свободный доступ к многообразной сетевой информации по изобразительному искусству, музейному делу и художественной культуре. Мультимедийный кинотеатр предназначен для проведения коллективных виртуальных экскурсий и путешествий, они вызывают у детей большой интерес.

 

Объемный мир скульптуры

В первый день августа в картинной галерее была экскурсия, посвященная скульптуре, на которой мы побывали, затесавшись в группу детей 7–12 лет. Сама Юлия Орлова называет это не экскурсией, а музейным занятием – более добрым и неназидательным, чем в школе. Это действительно музейный урок, в чем мы убедились, пройдя вместе с ребятами по залам картинной галереи, слушая вместе с ними, размышляя и отвечая на вопросы.

Первый из них – чем этот вид изобразительного искусства отличается от других, был задан экскурсоводом у конной скульптуры великого князя Дмитрия Константиновича, встречающей всех входящих у парадной лестницы. Анималистика была основным направлением в творчестве автора – русского скульптора французского происхождения Артемия Обера, поэтому такое внимание уделяется фигуре животного.

Почему у лошади хвост острижен? Из какого материала сделана эта композиция? Как из бронзы получается скульптура? Как называется скульптура, которую можно обойти со всех сторон? Ребята узнали, что скульптура всегда имеет объемную форму и, если она свободно размещается в пространстве и ее можно обойти, называется круглой.

А уже в парадном зале дети познакомились с еще одним видом скульптуры – рельефом.

– Это объемное изображение на плоскости, – пояснила Юлия Орлова. – Если оно выступает не слишком высоко, это барельеф, то есть низкий рельеф. А если как гора возвышается – горельеф.

Ребята пытались понять сюжет изображения, и если вначале у них были только предположения, что это «какая-то богиня», то, узнав важные сведения о героине античной мифологии, с большим интересом принимались ее разглядывать. Они, кажется, никогда уже не забудут ни ее, ни этих сильфид и рогатых сатиров, это позолоченное солнце и богинь правосудия и изобилия.

– Это малая пластика? Нет, ростовая скульптура, – довольные тем, что знают правильный ответ, хором говорят ребята.

 

Понять и запомнить

Дети способны сами вычленить среди обилия деталей то, что надо: вот наверху императорская корона, это горельеф, а вензель – барельеф.

Есть предметы, которые можно потрогать, что при знакомстве со скульптурой очень важно, – вырезанного из дерева медведя и скульптурный портрет человека.

При входе в зал Юлия Орлова каждый раз спрашивает, есть ли здесь скульптура. И дети легко находят ее даже среди предметов, которые сразу и не отнесешь к этому виду искусства. Вот ларец, изразцы, украшенная барельефом рама картины, горельеф «Крестьянская свадьба» – вырезанная из дерева и расписанная маслом работа конца XVIII века. Попутно им предлагают соотнести то время с нынешним: сколько лет прошло?

Остановились у изображения Екатерины Великой.

– Вот бюст, это понятие есть только в скульптуре, – рассказывает экскурсовод. – Попробуем найти его в следующем зале… Видите эти два скульптурных портрета? Кто из этих людей старше? Как передает скульптор возраст? Обратите внимание на волосы, одежду, драпировку ткани. Все, даже тончайшее кружево, сделано из твердого материала – мрамора.

В следующем зале к известным материалам добавился еще один, фарфор. То, что является темой сегодняшнего дня, есть в зале древнерусского искусства – огромный фаянсовый светильник фабрики Кузнецова.

Показывая деревянные скульптуры «Апостол Павел», «Апостол Петр» и «Христос в темнице», Юлия Орлова вводит технологические термины, например, левкас – грунт, на который ложилась краска и позолота. В лексиконе ребят появилось еще одно слово – «портшез», это коляска, которую везут не лошади, а несут люди. Дети могут забыть термины, но им одного увлекательно проведенного занятия хватило, чтобы, как минимум, научиться выделять скульптуру среди других видов искусства, давать ей характеристику, знать, какие материалы используются. Они легко назовут дерево, фарфор, фаянс, стекло, воск, кость и даже встретившуюся один раз яшму, из которой был сделан постамент скульптуры.

И на вопрос, как делаются все эти работы, дети уверенно ответят: бронзу отливают, из дерева вырезают, а если это мрамор, то надо взять глыбу и отсечь от нее все лишнее.

 

Август – время новых знаний

Это только один урок, так нас впечатливший. Всего же для детей подготовлено многое – лекции из цикла «Мы входим в мир прекрасного», игры-лекции по интерактивным программам из медиатеки Русского музея, мастер-классы по рисованию. Они учатся в ходе экскурсии этапам сочинения по картине, участвуют в семейных и индивидуальных музейных квест-играх, особой популярностью среди которых пользуются «Нескучная прогулка» и «В гостях у княжны Екатерины Павловны».

В июле уже прошли и «Нескучная прогулка», и «Знакомство с музеем», и «Ровесники». В последний месяц лета можно побывать на тематических экскурсиях «Декоративно-прикладное искусство. Фарфор» и «Декоративно-прикладное искусство. Стекло», интерактивном занятии «Уроки дворцового этикета». А еще есть музейные игры «Страна Советов» и «Знакомство с русской иконой», мастер-классы по рисованию «Сорока-ворона» и «Белочка из Дворцового сада».

Последние новости

Закрытие Всероссийской акции «Вахта Памяти - 2024» в Тверской области

Важное мероприятие собрало участников для чествования памяти защитников Отечества.

Проверка безопасности дорожного движения в Торопце

Прокуратура выявила нарушения на автодороге Голубево-Орешенки.

Первое заседание Общественного Совета в Нелидовском городском округе

Обсуждение новых инициатив и планов развития региона.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Тюмени, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *