"Как вы там работаете с насильникам и убийцами?": будни и праздники школы в колонии строгого режима

2 сентября за парты сели не только дети в обычных школах, но и взрослые – осуждённые в вечерних школах при колониях.

2 сентября за парты сели не только дети в обычных школах, но и взрослые – осуждённые в вечерних школах при колониях. О том, как проходит учебный процесс, о взаимоотношениях между учителями и учениками, о безопасности педагогов, о том, кто самые прилежные школьники, как они сдают экзамены и где берут цветы в День знаний, рассказал ТИА в интервью директор вечерней школы ИК-6 строгого режима в городе Бежецк Андрей Алексеевич Ксенофонтов .  

Как всё устроено   

- Раньше вместо колонии был ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий), поэтому школы тоже не было, а в помещениях стояли станки. Вместе с осуждёнными мы вынесли это оборудование, настелили полы, сделали ремонт, поставили парты. И 1 октября школа начала свою работу. 

Сейчас в школе 10 классов, которые учатся в две смены. В каждом классе - по 14-16 человек.  Все предметы преподают, согласно общеобразовательной программе, как в обычных школах, в том числе, есть уроки по физкультуре, музыке, ИЗО и т.п. Конечно, осуждённые не разучивают песни, не рисуют пейзажи и не бегают кроссы, но зато их знакомят с полотнами известных художников, они слушают классическую музыку, повышая уровень общей эрудиции. 

Кстати, в этом году предметов прибавится: так как школа подчиняется непосредственно Министерству образования, то стандарты необходимо соблюдать, а значит, вводить часы на изучение родного языка и родной литературы, второго иностранного. И это будет немецкий.

- Мы не можем увеличивать количество уроков, потому что каждый день на учебный процесс выделяется по 5 часов. К тому же у нас пятидневка: суббота и воскресенье в колонии - выходные дни. Чтобы ввести новые предметы, придётся сократить часы на другие, ту же физкультуру. То есть, скажем вместо трёх, будет один час в неделю, а остальное – на самостоятельное изучение.   

Преподают осуждённым и информатику. Для этого оборудовали компьютерный класс, провели интернет. Правда, доступ к нему строго контролируется педагогом. Потому как ученики – особенный контингент, которым запрещено свободно разгуливать по просторам рунета. В классе информатики стоят ноутбуки, после уроков их закрывают в сейфах и опечатывают. Также каждый класс в вечерней школе оснащён мультимедийным проектором, интерактивной доской, камерами видеонаблюдения.   

А вот такого факультативного предмета как "Основы религии" в школе нет, потому как в колонии проживает многонациональная и многоконфессиональная "страна советов". Люди разных стран и вероисповеданий уживаются друг с другом. 

- Кого только у нас нет?! Русские, таджики, узбеки, киргизы, евреи, корейцы, кавказцы. Всех не упомнишь даже.     
     
Учебниками, а также тетрадями и канцтоварами учеников обеспечивает школа, потому как взять осуждённым их негде.

- Зачастую они приходят в школу с пустыми руками, приходится нам закупать пусть и простенькие, но всё-таки тетради и ручки с карандашами. Учебниками мы тоже обеспечиваем. Правда не каждому отдельно в руки, а по книге на парту. С собой в отряды мы литературу не даём.  А то может и затеряться. Ведь их в отрядах около 100 человек живёт.         

Безопасность учителей

В школе бежецкой колонии работает 8 учителей первой и высшей категории, нагруженных под завязку (каждый работает на 2 ставки), некоторые преподают по два предмета. Конечно, за "вредность" есть своя небольшая надбавка к окладу. Просто так в ИК устроиться на работу нереально. Помимо собственно педагогического образования и учительского опыта, необходимо ещё пройти проверку "на благонадёжность" в УФСИН. 

Каждый рабочий день начинается с проверки, чтобы попасть на территорию режимного объекта. Учителей, а также их вещи досматривают. Учеников, кстати, тоже в школу приводят и уводят в сопровождении спецсотрудника. Ведь в колонии сидят осуждённые за тяжкие и особо тяжкие преступления, но не рецидивисты - первоходы. Сроки большие – по 15, 20 лет и более (убийства, грабежи, разбои, наркотики и др.). Для безопасности учителей предусмотрен ряд мер: в классе есть "тревожная кнопка" для вызова охраны, есть у каждого учителя брелок с подобной кнопкой. В школе также во время уроков постоянно присутствует охрана. Уроки начинаются и заканчиваются по звонку, как в обычных школах. 

В некоторых колониях строгого режима учебные классы оснащают отдельными входами для учителей и учеников, а преподаватели отделены решётками. В бежецкой колонии так оборудован только класс информатики, потому что он большой.

- У нас классы небольшие. Если отделять учителя, то получится просто маленький загончик. Поэтому наши преподаватели работают, как в обычных школах. Но никаких проблем у нас никогда, тьфу-тьфу-тьфу, не возникало. 

Особенные ученики

Неадекватных людей среди школьников нет. По словам Андрея Алексеевича, они все взрослые люди (от 18 лет и до упора, бывает, что даже в 60 лет люди садятся за парту) и вполне осознают, что их ждёт "в случае чего".   

- У нас тоже есть в классах свои дежурные – дневальные. Они следят за порядком, помогают учителям, сами решают внутренние проблемы и конфликты.

Более того, большинство из осуждённых с радостью ходят на занятия и хотят учиться.

 

- Чем взрослее осуждённые, тем больше у них желание учиться. Ну, представьте: сроки большие, сидят они в четырёх стенах, в потолок смотрят.  Что делать? Если нет образования или хочется получить высшее – идут к нам в школу. Высшее тоже можно дистанционно заочно закончить. Они все надеются на УДО, хотят выйти на свободу. И понимают, что нужно будет искать работу, поэтому охотно получают образование. 

Андрей Алексеевич рассказал, что был случай, когда приходилось отчислять ученика, а в графе "причина" стояла запись – "скончался". Глубоко больной человек, с ВИЧ-инфекцией, прекрасно понимая своё положение и состояние, до последнего посещал школу (до своего перевода в больницу УФСИН).

Хорошисты и медалист

Одни из самых старательных и прилежных учеников – это иностранные граждане, уроженцы стран Средней Азии. Многие из них, придя в школу, даже говорить по-русски толком не могут, не то что писать. Но к выпуску эти ученики знают язык лучше, чем местные. 

- Они планируют после выхода на свободу остаться в России. А для этого им нужно будет сдавать экзамены. А если у них будет на руках российский аттестат, то экзамены не потребуются. Поэтому они очень усидчивые и дотошные, подходят к учителям на переменах, спрашивают, просят дополнительные задания, делают домашнюю работу. К концу школы иной мигрант русского за пояс заткнёт.   

Хотя бывают и свои "звёздочки" среди учеников. Однажды в школе даже случился золотой медалист. Было это в 2006 году. Если раньше медаль давали выпускнику за успехи в учёбе и примерное поведение (ну, какое уж тут поведение для заключённых строгой колони!), то потом требования смягчились – остались только отличные оценки в аттестате. Так и получил парень золотую медаль по окончании 12-ти классов.     

Отношения учитель-ученик

Все учителя в школе бежецкой колонии – женщины, за исключением директора Андрея Алексеевича. К ним у осуждённых – особый пиетет. К учителям более старшего возраста осуждённые относятся как к матерям, а к молодым педагогам на уроки идут словно на свидание с семьёй.

- У нас ведь работают гражданские, учителя хорошо выглядят, у них другое отношение к своим ученикам. Не как к заключённому Иванову-Петрову-Сидорову с биркой на робе. Да, люди совершили преступления, многие оступились, попали за решётку по глупости, они уже несут наказание. Учителя обращаются к ученикам по именам, а те, в свою очередь, оказывают маленькие знаки внимания.   

Как говорит Андрей Алексеевич, между учеником 1 сентября и учеником к концу года – огромная разница. Сначала люди приходят замкнутые, недоверчивые, подозрительные. Но потом становятся более открытыми к общению. Бывает, что школа реальной спасает человека. После выхода на свободу ему удаётся устроить жизнь, начать с нуля, найти работу, создать семью. Педагоги интересуются судьбой своих учеников. Иногда сами сотрудники колонии просят за некоторых заключённых: мол, хороший парень, попал по дурости, а может стать закоренелым зэком – возьмите его к себе в школу.       

Дисциплина на уроках железная. Педагогам не надо повышать голос, делать замечания, выяснять отношения. Как шутит Андрей Алексеевич, у них в школе у учителей нет профессиональных ларингитов. В ответ ученик никогда не будет хамить учителю, потому как знает – свои же с ним и разберутся потом.   

- Встречаю учителей из обычных школ, разговариваем. Они с круглыми глазами меня спрашивают: "Как вы там можете работать с этими убийцами и насильниками?". А я вот думаю: "А как вы можете работать, если приходится кричать, ругаться да ещё и с родителями отношения выяснять? Вот где сумасшедший дом".       

Экзамены

Специфика работы учителя в колонистской школе заключается не только в особом контингенте своих учеников и соблюдении режимных правил. В каждом классе – сборная солянка, люди разных возрастов и с очень разными уровнями подготовки: у кого-то десять классов за спиной, а у кого-то – "три класса и коридор".  Иногда и этого нет. Поэтому учителя должны таким образом подготовить программу и уроки, чтобы занять работой каждого, подтянуть слабых, нагрузить более сильных. Учебный процесс, пожалуй, - самое существенно различие от обычных школ.   

ЕГЭ в колонии не сдают по объективным причинам. Ведь результаты экзаменов действительны в течение 2 лет, а многим выпускникам после ещё сидеть и сидеть. Поэтому осуждённые выбирают альтернативные формы выпускных испытаний – контрольную по математике, сочинение или изложение по русскому, устные экзамены по билетам для двух предметов по выбору. 

- Они сдают традиционные экзамены, считайте, что нас к инвалидам и больным детям приравняли.   
     
По окончании девяти или двенадцати классов ученики получают обычные аттестаты о неполном и полном среднем образовании. При этом в документе нет указания, что человек окончил школу в местах лишения свободы.   

День знаний 

Конечно, 1 сентября празднуют и в школе ИК-6. Обязательно проводят торжественную линейку, уроки мира. Ученики дарят открытки или поделки, сделанные своими руками. И…цветы.

- Как взять неоткуда?! У нас есть медико-санитарная часть, и её сотрудницы высаживают под окнами на клумбе цветы. И вот 1 сентября клумбы оказываются пустыми. Нам потом санитарки высказывают: "Опять ваши все цветы оборвали!". А на Новый год, помню, они откуда-то живую ёловую ветку притащили. Где-то в промзоне отыскали и принесли в школу. Хочется им праздника.     

Звучат традиционные первые и последние звонки. Конечно, здесь нет первоклашки с бантами, сидящей на плече старшеклассника и звонящей в колокольчик. Абсурд! Звонок даёт дневальный. Отмечают в школе также День учителя и выпускной с чаепитием.   

Последние новости

Судебное разбирательство по делу о праве пользования жильем в Кимрах

Кимрский городской суд рассмотрел иск о лишении права пользования жилым помещением.

Суд в Кимрах защитил авторские права

Кимрский городской суд удовлетворил иск о защите авторских прав и компенсации

Новая мера поддержки многодетных семей в Верхневолжье

Детям многодетных родителей будут предоставлять спортивную форму для занятий спортом.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Прокопьевске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *