Специалистов заказывали? В Тверской области создадут 10 производственно-образовательных кластеров
В Тверской области будут созданы 10 производственно-образовательных кластеров для подготовки кадров,
В Тверской области будут созданы 10 производственно-образовательных кластеров для подготовки кадров, востребованных на рынке труда
«Все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» – этот афоризм классика может скоро утратить свою злободневность. В наши дни профессиональное образование де-факто сместилось из плоскости обучения в плоскость экономической целесообразности. Получение диплома, свидетельствующего о наличии определенных знаний и навыков, перестало быть самоцелью. Сегодня работают другие фильтры: востребованность конкретной профессии на конкретном рынке труда; фактическая, а не теоретическая квалификация; способность работника быстро адаптироваться к реальным условиям труда и требованиям работодателя. Дисбаланс между спросом и предложением на территориальном рынке труда неминуемо оборачивается проблемами в экономическом и социальном самочувствии всей территории. Поэтому регулирование этих процессов находится в сфере внимания федеральных и региональных органов власти. А одним из ключевых направлений национального проекта «Образование» стал федеральный проект «Молодые профессионалы», направленный на модернизацию профессионального образования.
Наиболее острые проблемы в этой сфере сформулировали главные векторы модернизации. Какие?
Чем раньше – тем лучше
Как показывают исследования социологов, основными мотивами при выборе будущей профессии для большинства современных школьников становятся второстепенные факторы. В лидерах опроса четыре причины: территориальная доступность учебного заведения, «просто поступить и просто учиться», общественный престиж специальности и «за компанию». Личные предпочтения и способности, как и востребованность профессии, замыкают рейтинг доводов. Показательно, что наиболее престижными с точки зрения подростков становятся профессии, которые воспринимаются таковыми благодаря сложившимся стереотипам. Причем представления подростков о той или иной специальности не всегда совпадают с ее реальным содержанием. Поэтому есть целые направления профессионального обучения (юриспруденция, экономика, с недавнего времени политология и т.д.), где уже заметен «кризис перепроизводства», но приток желающих получить заветный диплом не иссякает.
Опросы школьников констатируют их незаинтересованность в получении рабочей профессии, представление о которой ассоциируется с тяжелым, низкооплачиваемым трудом. При этом порядка 80% вакансий на региональном рынке труда – именно рабочие специальности и чаще всего – квалифицированные. Молодежь совершенно не осведомлена о том, что на многих предприятиях внедряются современные технологии, организуются комфортные условия труда, а опытные специалисты весьма достойно зарабатывают. И здесь, конечно, недостаточно простого информирования (хотя и его не хватает) и постепенного изменения социального статуса рабочего человека.
Чем раньше молодые люди попробуют «на вкус» конкретную профессию, тем быстрее поймут, что она им реально подходит, и тем меньше будет выпускников вузов и ссузов, работающих не по специальности. Благо есть прекрасный международный опыт – движение WorldSkills, которое взяло на вооружение лучшие мировые практики и профессиональные стандарты, позволяющие совсем юным людям заявить о себе в престижных конкурсах и заинтересовать потенциальных работодателей. Как отметил на 45-м мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills заместитель руководителя Роструда Денис Васильев: «Резюме участников форумов молодых профессионалов чаще других просматриваются работодателями и получают отклики. Сегодня на «Работе в России» размещено примерно 2,8 тысячи резюме участников этого движения». Это упрощает работодателю поиск высококвалифицированного специалиста, компетенции которого соответствуют международным стандартам чемпионата. Наверняка и у тех 60 школьников из Тверской области, которые в числе 1300 представителей из 63 стран и регионов приняли участие в только что завершившимся чемпионате мира по профмастерству, не будет проблем с будущим трудоустройством.
Практика, практика и еще раз практика
Чего нельзя сказать о многих выпускниках вузов и ссузов. Об одной причине этого мы уже упомянули: о негибкости учебных заведений, продолжающих штамповать не востребованных рынком труда специалистов в прежних количествах и не готовящих тех, кто действительно нужен. Другая причина, по которой молодым специалистам сложно трудоустроиться, – отсутствие профессионального опыта и завышенные ожидания от зарплаты. Как в старом анекдоте: «Объявление о вакансии: нужен специалист не старше 25 лет с двумя высшими образованиями и 30-летним стажем работы, готовый на ненормированный рабочий день и минимальную оплату труда». Работодатель хочет всё и сразу, а не брать в коллектив абсолютный «сырец» без практики, которого еще полгода надо всему обучать.
Выход очевиден: нужно создать условия, которые бы нивелировали причины перекоса на рынке труда. Во-первых, установить рабочий коннект между профессиональными учебными заведениями и организациями, нуждающимися в их выпускниках. Предприятиям нужно сформировать ответственный целевой заказ на конкретное число представителей определенной специальности, которые потом гарантированно будут трудоустроены. А во-вторых, поучаствовать в их подготовке: обеспечить местом прохождения практики, толковым наставником, а в идеале – и стипендией под обязательство отработки в последующем нескольких лет.
И многое из этого уже делается. Что именно – было озвучено 20 августа на заседании регионального правительства. В Тверской области будут созданы 10 производственно-образовательных кластеров по ключевым направлениям: медицинский, агропромышленный, транспортно-логистический, строительный, энергетики и ЖКХ, культуры, сервиса и туризма, информационно-коммуникативных технологий, кластер по отраслям «Образование» и «Социальная работа», развития промышленного производства.
– В регионе должна быть сформирована единая система профориентации, обучения, прохождения практики, обеспечения рабочими местами и закрепления кадров, – сказал на заседании областного правительства глава региона.
Совершенствованию системы профобразования Верхневолжья будет способствовать закрепление колледжей за профильными органами государственной власти Тверской области. Первым таким заведением в регионе стал Тверской колледж сервиса и туризма, который под занавес прошлого года сменил ведомственную принадлежность министерству образования на региональное министерство туризма. И этот процесс будет продолжаться, конкретные предложения уже сформулированы.
Кластерный подход предусматривает подготовку необходимых для предприятий региона кадров по актуальным специальностям под «присмотром» профильных государственных ведомств.
Кроме того, в Тверской области в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» создается Центр опережающей профессиональной подготовки. Главные задачи: модернизация профобразования через внедрение адаптивных, практико-ориентированных программ во всех профессиональных образовательных организациях региона в ближайшие 5 лет и вовлечение работодателей в трудоустройство их выпускников.
Светлана ФИНЕВИЧ
29
Последние новости
Судебное разбирательство по делу о праве пользования жильем в Кимрах
Кимрский городской суд рассмотрел иск о лишении права пользования жилым помещением.
Суд в Кимрах защитил авторские права
Кимрский городской суд удовлетворил иск о защите авторских прав и компенсации
Новая мера поддержки многодетных семей в Верхневолжье
Детям многодетных родителей будут предоставлять спортивную форму для занятий спортом.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований