Все для России: как тверской Политех готовит командиров в транспортной сфере
Новости Твери, 27 декабря. — Более 200 лет в России действует государственная политика в сфере транспорта.
Текст: Игнат Поспелов Более 200 лет в России действует государственная политика в сфере транспорта. Провозглашена она была царем Александром I. Тогда еще не летали самолеты и не строились дороги «от Москвы до самых до окраин». Но уже в то время государству было ясно, что в этой отрасли можно продвигаться только бок о бок с системой образования. Поэтому в стране довольно быстро стали появляться профильные вузы. В современной государственной системе образования одним из таких является Тверской государственный технический университет, на базе которого с момента основания вуза есть направление по обучению транспортному делу. Сегодня — это кафедра «Автомобильного транспорта».
Государственной политике в сфере транспорта — более 200 лет Петровские реформы потребовали создания на территории России сети сухопутных коммуникаций. Собственных инженерных кадров для этого не существовало, поэтому задача решалась под руководством иностранных специалистов, в основном из Германии и Голландии. Однако вскоре стало ясно, что дальнейшее развитие транспортного комплекса страны требует, во-первых, единой системы управления строительством и эксплуатацией транспортных коммуникаций и перевозочным процессом, во-вторых, создания системы профессиональной подготовки кадров в областях транспорта и транспортного строительства.
Путь к решению этих проблем и был намечен Манифестом императора Александра I. 20 ноября 1809 года власть продекларировала создание общего органа государственного управления всеми видами транспорта, а также начало проведения государственной политики, предусматривающей неразрывную связь транспортной отрасли и транспортного образования. Время подтвердило эффективность такого режима взаимодействия и сегодня можно говорить о том, что постоянный прогресс отрасли был бы немыслим без притока квалифицированных кадров, которые постоянно выходили из стен учебных заведений транспорта даже в самые суровые годы революционных потрясений, войн и послевоенной разрухи.
Выпускники транспортных вузов — всегда командиры Транспортное образование оставалось в ведении государства и развивалось при его участии. Новые учебные заведения транспорта создавались по мере формирования сети коммуникаций при участии государства и транспортных предприятий.
Известно, что фирменным признаком транспортного образования является сочетание серьезной фундаментальной подготовки, профессиональных знаний и практических навыков. Эта фундаментальность обусловила тот факт, что выпускники транспортных вузов не только — по традиции — достигают командных высот в транспортной отрасли, но и играют заметную роль в политике, занимают государственные руководящие посты в экономике, финансовой сфере, сельском хозяйстве и других областях деятельности государства. Писатель-фантаст Сергей Абрамов, владелец строительно-инвестиционного холдинга «Автобан» Алексей Андреев, экс-председатель Правительства РФ Михаил Касьянов, актер Александр Цуркан (фильмы «Новая жизнь сыщика Гурова», «Час Волкова», «Москва.Три вокзала»), автогонщик Борис Шульмейстер, уроженец Тверской области, известный конструктор ракетно-космической техники Всеволод Соловьев, создатель брендов «Довгань» и «Смак» Герман Лиллевяли, известный российский ресторатор (Му-му) Андрей Деллос и многие другие известные личности — все они в разное время закончили автодорожные вузы страны.
Сегодня отраслевые учебные заведения есть во многих крупных городах страны, в ряде технических вузов есть специализированные кафедры. Есть такая кафедра и Тверском государственном техническом университете. Сегодня она называется кафедра «Автомобильный транспорт».
На сегодняшний день вузы транспорта ведут подготовку кадров более чем по 80 аккредитованным специальностям и 40 направлениям высшего профессионального образования, более чем по 40 специальностям среднего профессионального образования. Вузы транспорта имеют также аккредитацию на подготовку кадров более чем по 50 рабочим профессиям.
Общий контингент студентов образовательных комплексов Минтранса России составляет около 320 тысяч человек, в том числе около 220 тысяч человек, обучающихся по программам высшего и около 100 тысяч человек, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Выпускники транспортных вузов постоянно востребованы в областях транспорта и транспортного строительства, а также в других сферах экономики. Процент трудоустройства наших выпускников в рамках целевого набора — свыше 99,5 %. Специалисты с дипломами об окончании вузов, техникумов и колледжей транспорта очень редко регистрируются на бирже труда.
Это все о нем Среди ведущих вузов страны, где готовят для транспортной отрасли специалистов, — Тверской технический государственный университет.
Напомним, что ТвГТУ является правопреемником Московского торфяного института, образованного в 1922 году. Институт еще в 1958 году был переведен в город Калинин, где до 1965 года функционировал как Калининский торфяной институт.
Кафедра по изучению транспортных перевозок была основана в 1946 году в Московском торфяном институте. А кафедра «Автомобильный транспорт» (как она называется сейчас) не сразу получила такое название. Можно сказать, что название ее в разные годы отображает акценты в государственной политике в тот момент и фактически демонстрирует особенности развитие отрасли.
Становление специальности и кафедры происходило под руководством Михаила Александровича Трубецкого и Константина Петровича Высоцкого. За весь период работы кафедрой подготовлено более 2300 инженеров-транспортников.
В 1946-1960 годах кафедра называлась «Транспорт торфа». Здесь велась подготовка инженеров в основном для работы на железнодорожном транспорте в торфяной промышленности.
В 1960 году ее переименовали в кафедру «Эксплуатация железных дорог». В этот период в институте развиваются научные исследования, связанные с работой транспорта в черной металлургии.
С 1969 по 1988 год подготовка в вузе проводилась по специальности «Промышленный транспорт». Аналогичное название в этот период имела и кафедра.
В 1986 году был произведен первый набор на специальность «Эксплуатация автомобильного транспорта», переименованная в дальнейшем в специальность «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)». С 1996 года на специальности под номером 240100 открывается специализация «Предпринимательство на автомобильном транспорте», по которой кафедра являлась головной в стране.
В 2011 году выполнен первый набор на направление подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация перевозок на автомобильном транспорте», с 2014 года — по профилю «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте».
С 2016 по 2020 год здесь осуществлялась подготовка магистров по направлению «Управление в технических системах» по профилю «Организация производственных циклов и управление на автомобильном транспорте».
Название «Автомобильный транспорт» кафедра получила в 1988 году: в этом году Политеху удается установить плодотворные связи с Московским автомобильно-дорожным и Киевским автодорожным институтами.
Нынешний, 2022 год, тоже стал в своем роде знаковым для кафедры. В связи с увеличением потребностей транспортной отрасли тверского региона в квалифицированных специалистах открылся первый набор на направление подготовки магистров «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте». Кроме того, здесь возобновляется обучение по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» в заочной форме.
Профессия в наши дни Сегодня высшее образование по профессии будущего «Менеджер по логистике», «Логист» можно получить в Тверском государственном техническом университете, обучаясь на кафедре «Автомобильный транспорт» по направлению «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте».
Кем же могут быть выпускники кафедры в будущем? Это — работники транспортно-экспедиционной и логистических организаций, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров по территории РФ и в международном сообщении; представители торговых, промышленных, строительных, сельскохозяйственных и многих других организаций и предприятий отраслей экономики; управленцы транспортно-складских комплексов, терминалов, таможенных служб.
Между настоящим и будущим — поступлением и началом трудовой деятельности — естественно, располагается студенческая жизнь, наполненная яркими впечатлениями, событиями и новыми друзьями. Но это уже другая история.
Последние новости
В Ярославле выявлено 18 случаев перевозки ветгрузов без документов
Специалисты Россельхознадзора и УГИБДД продолжают борьбу с нарушениями ветеринарного законодательства.
Консультации кардиохирургов в Твери
Ведущие специалисты страны провели консультации для детей и взрослых.
Благотворительная акция «Щедрый Новый год» направлена на помощь детям-сиротам
Марафон добра собирает средства для медицинской помощи и психологической поддержки детей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку