Под гранитной плитой он нашел свой покой: спустя 80 лет после войны солдатам возвращают имена

фото: архив РИА Верхневолжье Каждый год накануне 9 Мая телефон военного комиссариата Калининского района Тверской области разрывается от звонков людей из Дагестана и Татарстана, Оренбургской, Кировской, Свердловской областей.

фото: архив РИА Верхневолжье

Каждый год накануне 9 Мая телефон военного комиссариата Калининского района Тверской области разрывается от звонков людей из Дагестана и Татарстана, Оренбургской, Кировской, Свердловской областей. Звонят помощнику начальника Ирине Костюк, чтобы поблагодарить за помощь, потомки тех, кто в составе уральских и сибирских дивизий воевал и погиб на нашей земле 80 лет назад.

Ирина Костюк награждена медалью Министерства обороны РФ «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества». А в прошлом году в Западном военном округе заняла первое место как лучший поисковик.

фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

С 2010 года она разыскивает данные о воинах Великой Отечественной войны. Если тогда, 12 лет назад, в списках военкомата значилось 3200 захороненных человек в Калининском районе, то на сегодняшний день их около 11 тысяч, включая неизвестных. За этот период Ирина Костюк увековечила имена более трех тысяч человек.

Она работает с базой данных Центрального архива Министерства обороны в Подольске, где хранится информация по всем участникам войн – Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной.

В последнее десятилетие, если сравнивать с тем, как это было раньше, люди стали активнее искать своих родных и близких. По наблюдениям Ирины Петровны, дети почему-то не слишком часто искали своих отцов, чего не скажешь о внуках и правнуках, больше заинтересованных в результатах поисков.

 

Поиск не останавливается

Каждую неделю в военкомат поступает одно-два обращения по поиску места захоронений. Сейчас Ирина Костюк ищет данные на одного солдата по просьбе его родственников – он после войны вернулся, но потом следы его затерялись. Обращаются и частные люди, и разные патриотические организации. Одна из них, из Ростова, ищет родственников Василия Игнатьевича Васькова. Он погиб в плену, захоронен в Германии. Надо найти родственников, чтобы те могли съездить к нему на могилу. Но в Иванцеве, где солдат жил, осталось 11 домов, и никто не знает ни о судьбе его близких, ни о нем самом.

Калининский район занимает огромную территорию, в его составе – поселения, бывшие раньше отдельными районами: Оршинское, Тургиновское, Медновское. Всего же здесь 18 сельских поселений.

– В Калининском районе самые лучшие братские захоронения в Тверской области, если не считать большие мемориалы, – уверена Ирина Петровна. – В Заволжском сельском поселении – аллея памяти и братская могила, в Верхневолжском – шесть братских могил, в Бурашевском – десять братских могил. У нас чтут память героев. Хорошо ухаживают за братскими могилами в Медновском сельских поселениях, Тургиново, Щербинине, Аввакумово. Все памятники ухоженные, многие – обновленные. Этому помогает федеральная программа по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в которую сельские поселения вступают каждый год.

 

Легенда истинная и ошибочная

Для каждой братской могилы существует так называемая легенда – документ, в котором записано, сколько бойцов захоронено и другие установленные сведения. Но в силу разных причин происходит много ошибок: люди числятся погребенными в одном месте, где их имена выбиты на плите, а фактически захоронены в другом.

Помощник начальника военкома разрешает рассмотреть некоторые документы. Вот одна легенда: в деревне Маслово в братской могиле – 53 воина. Документ более позднего времени говорит, что их 810. Это объясняется тем, что после войны шло активное укрупнение братских могил.

Переносили тела из одиночных могил, которых после войны было очень много, а также из расположенных в недоступном месте. Бывало так, что во время работы обнаруживались другие тела, нигде не учтенные. Множество ошибок объясняется и тем, что списки погибших во время войны писались задним числом. По документам они числились погребенными в одном районе, на самом деле – в другом. Бывало, что и сами списки терялись.

Согласно другой легенде, в деревне Квакшино были перезахоронены воины из братских могил других деревень, сейчас их здесь 308, идентифицированы 158 человек.

А в деревне Щербинино похоронено 3128 человек, и только 40 из них известны. Откуда тела перенесли, сведений нет.

На станции Кузьминка захоронены пять человек, но номера войсковых частей, в составе которых они воевали, не установлены. А если номера части нет, то фамилий солдат не найти: архив Минобороны не ведет поименной базы – только по воинским частям.

Важно не только найти бойца, но и увековечить его – занести в списки братского захоронения, в учетные карточки в сельских поселениях, на мемориальную доску на памятник, сделать донесение в комитет по увековечению памяти о том, где находится истинное захоронение, а также в Центральный архив Министерства обороны и в областной военкомат.

– Трудоемкая, кропотливая работа, – говорит Ирина Костюк. – Дома иной раз до часу ночи сижу. Наш военкомат, который возглавляет Игорь Викторович Сахаров, трепетно относится к сохранению памяти. Очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию, работе с ветеранами.

 

К папе на могилку

– Памятен мне такой случай, – делится Ирина Костюк. – Человек из Краснодарского края ищет пропавшего без вести отца. Обращаюсь в фонд «Жить и помнить», и мне через 20 минут сообщают, что этот человек погиб в плену, и мы получаем карточку с фотографией. Я сообщаю его сыну эту новость. Он потрясен: «Я 20 лет его ищу, а вы за несколько минут нашли!». Бывают такие чудесные истории…

Иногда удается найти солдата по жене или матери: сведения о них были обязательны. Часто находятся данные о погибших в плену в Германии, но карточки – с фотографиями! – заводились только на тех, кто попал в трудовой лагерь, шталаг. Немцы даже девичью фамилию матери писали.

И еще одна история, которая имеет продолжение. В военкомате Калининского района работает сторожем одна женщина. Как-то она сказала Ирине Петровне, что ее отец пропал без вести, и она о нем ничего не знает, даже отчество – была маленькой, когда он уходил на фронт. Поисковик узнала место его гибели, увековечила имя бойца. И теперь каждый год его дочь ездит в деревню Аксинькино, «к папке на могилку».

 

Цифры и факты

В настоящее время на территории Калининского района находится 51 братская могила воинов Великой Отечественной войны и восемь одиночных: две – участников войны 1941–1945 годов, три – Афганской войны и три –Чеченской.

Данные обо всех 25 тысячах солдат, погибших в Калининском районе в годы Великой Отечественной войны, вписаны в 11-томную Книгу памяти Тверской области, изданную в 2002 году. Эта книга в ближайшем будущем будет переиздана: появилось много новых сведений.

Последние новости

Гольфстрим продолжает согревать Россию

Погодные условия в центре России остаются теплыми благодаря влиянию Гольфстрима.

Совет руководителей муниципальных образований Тверской области обсудил поддержку участников СВО

Важные меры для помощи воинам и их семьям стали главной темой заседания.

Публичные слушания по бюджету Тверской области на 2025 год

Важные обсуждения бюджета прошли в региональном парламенте Твери.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Богдановиче

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *