Великие педагоги без учительских дипломов: О «ланкастерской школе» князя Шаховского

фото: картина Богданова-Бельского "Устный счёт" Если о школе Рачинского известно практически всё,

фото: картина Богданова-Бельского "Устный счёт"

Если о школе Рачинского известно практически всё, о «ланкастерской школе» князя Шаховского узнали сравнительно недавно

В канун Дня учителя мы решили вспомнить о наших земляках, которые не были профессиональными педагогами, тем не менее оставили яркий след в истории отечественного образования.

 

«Ланкастерская школа» князя Шаховского

Князья Шаховские имели большое поместье в Тверском уезде Тверской губернии, ныне это территория Конаковского района. Известный пушкинист Валентин Стариков, перечисляя тверских помещиков, у которых когда-­либо гостил Пушкин, упоминает владельца имения Отроковичи Александра Шаховского: «В летнее время Шаховской жил и работал в своей усадьбе при селе Отроковичи на правом берегу Волги». Александр Шаховской, владелец имения, остался в истории как директор императорских театров и автор многочисленных комических пьес, имевших большой успех на столичной сцене. В Отроковичах он бывал нечасто. А вот его сын Иван жил здесь постоянно. И в 1830 году в деревне Голодово открыл так называемую «ланкастерскую» школу. Одна из героинь поэмы «Горе от ума» другого русского классика, Александра Грибоедова, говорит о них так: «И впрямь с ума сойдешь от этих от одних /От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкарточных взаимных обучений».

«Ланкастерские школы», или, как их еще называли, «школы взаимного обучения», были очень популярны в России в XIX веке. Систему взаимного обучения изобрел английский педагог и просветитель Джозеф Ланкастер, и вскоре «ланкастерские школы» стали открывать повсеместно. Даже в материалах следствия по делу декабристов встречаются упоминания, что после прихода к власти декабристы планировали все образование в России перевести на «ланкастерскую систему».

«Ланкастерские школы» не требовали больших вложений, поэтому и приобрели такую популярность: нашлись сообщения о «ланкастерских» школах не только в Тверском уезде, но и в Новоторжском, Калязинском, Весьегонском – везде, где жили прогрессивные помещики, желавшие дать образование крестьянским детям. Система таких школ была устроена чрезвычайно просто: сначала учитель читал урок старшим детям, потом они пересказывали усвоенное младшим, потом учитель проверял, правильно ли младшие поняли. При таком методе обучения в «ланкастерской школе» можно было обучить любое количество детей. Школа не требовала много учителей, годилась для детей самых низших сословий – крестьян, ремесленников, городской бедноты. Вдобавок помещику не приходилось тратиться на организацию учебы, поскольку занятия можно было проводить в любом просторном помещении, а учителями в «ланкастерских школах» зачастую выступали сами помещики.

К сожалению, есть только одно упоминание о том, что помещик Шаховской открыл «ланкастерскую школу» в деревне Голодово, но никаких подробностей (сколько там училось детей и сколько просуществовала сама школа) неизвестно. Возможно, местные краеведы смогли бы рассказать больше о том, как в Тверской губернии учили детей в «ланкастерских школах».

 

Сельская школа магистра ботаники

Имя Сергея Александровича Рачинского, создателя школы «авторской концепции», прекрасно известно тверским педагогам. Сергей Рачинский родился в селе Татеве, что в нынешнем Оленинском районе. Рачинский не был профессиональным педагогом – сначала он учился в Московском университете на медицинском факультете, а после на физико­-математическом факультете, магистерскую диссертацию защитил по теме «Движение высших растений». Известно, что именно Рачинский перевел на русский язык «Происхождение видов» Чарльза Дарвина. Возможно, именно перевод книги, издание которой, мягко говоря, не приветствовали научные консервативные круги, и стал причиной конфликта с администрацией университета, после чего Рачинский подал в отставку и переехал в родное Татево.

Там он решил заняться новым для себя делом – построить школу и учить в ней крестьянских детей. Рачинский сам придумал концепцию будущей школы и на собственные средства выстроил одноэтажное здание с широкой террасой. К учебному корпусу примыкала небольшая двухэтажная пристройка, в которой две комнаты на первом этаже принадлежали Рачинскому, а наверху ученики занимались иконописью и живописью. В основном здании размещались классная комната, столовая, кухня и общежитие, а перед ним был разбит большой красивый цветник.

Единственной прислугой в школе была старушка, готовившая обеды, все остальное делали сами школьники под наблюдением и при участии Рачинского: мыли полы, выметали сор, рубили дрова, топили печи, таскали воду, ходили за провизией. Рачинский сам придумал распорядок дня. Подъем рано утром, в шесть часов, после чего следовал завтрак (очень простая пища, чаще всего хлеб с молоком), хозяйственные работы, молитва, и в девять часов утра дети садились за парты.

Точнее, парт в школе Рачинского не было. Их заменяли два длинных стола с лавками, за которыми учились, делали уроки, обедали. Рачинский считал народную кухню здоровой и полезной, поэтому кулинарным разнообразием детей в его школе не баловали – щи и каша, по праздникам пекли пироги. Все православные посты соблюдались строго, вообще духовной стороне обучения уделялось немало внимания. Каждый день утром и вечером – молитвы, по праздникам и воскресеньям – посещение церковной службы. Сам Рачинский для служб в сельской Троицкой церкви выбирал лучшие образцы церковной музыки и после каждого богослужения устраивал чаепитие в школе.

Занятия возобновлялись в два часа, а перед этим дети немного занимались хозяйственными делами. В четыре часа ребята полдничали, затем играли или прогуливались, а с шести до девяти часов вечера занятия продолжались и завершались. В это время дети решали задачи на устный счет, читали и учили наизусть литературные тексты. Сценка устного счета изображена на известной одноименной картине Богданова­-Бельского, которому самому многократно доводилось участвовать в этом, будучи школьником. Ученики очень любили такие уроки. Учитель сидел или стоял в сторонке, а решивший задачу подбегал к нему и шептал на ухо ответ. Если решение было правильным, он становился справа от учителя, если нет — слева. Рачинский оделял ребят за успешные ответы пряниками.

Сергея Рачинского избрали членом­-корреспондентом Академии наук – как человека, создавшего практически идеальную «народную школу». Его заслуги высоко оценивали не только коллеги­педагоги, но и император Николай II, который в царском рескрипте на имя Рачинского написал, что «школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковноприходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».

После смерти Рачинского в 1902 году школе было присвоено его имя. При советской власти заслуги Рачинского в педагогике были забыты, его модель образования признали отсталой, поскольку в стране воинствующего атеизма ежедневные молитвы не могли считаться примером для подражания. Возрождение интереса к школе Рачинского началось уже в последние годы. Оленинские педагоги и их единомышленники из других районов Тверской области возрождают память о великом русском педагоге. Школе возвращено имя Рачинского, здесь действует краеведческий музей. Возобновились службы в обновленном Троицком храме.

  Владислав ТОЛСТОВ

29

Последние новости

Закрытие Всероссийской акции «Вахта Памяти - 2024» в Тверской области

Важное мероприятие собрало участников для чествования памяти защитников Отечества.

Проверка безопасности дорожного движения в Торопце

Прокуратура выявила нарушения на автодороге Голубево-Орешенки.

Первое заседание Общественного Совета в Нелидовском городском округе

Обсуждение новых инициатив и планов развития региона.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Тихвине, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *