О рыцаре правосудия и его ученике: лауреат премии Николая Мальцева привык действовать, как велят долг и совесть
У судей Тверской области появился свой, особенный знак отличия, уважения и признания высокого профессионализма: премия имени заслуженного юриста РФ Николая Ивановича Мальцева.
У судей Тверской области появился свой, особенный знак отличия, уважения и признания высокого профессионализма: премия имени заслуженного юриста РФ Николая Ивановича Мальцева. Ее недавно учредил Совет судей региона.
Когда шла речь об учреждении и вручении этой награды, имя Николая Мальцева коллеги произносили с теплым и искренним чувством. И прежде чем перечислить регалии (почетный юрист Тверской области, заслуженный юрист РФ), говорили: «Какой это был человек! Легенда тверского правосудия, рыцарь закона».
Если о человеке остается такая память (Николай Иванович ушел из жизни в феврале 2022 года), очевидно, жизнь прожита не зря. И получить награду его имени, тем более впервые в истории Верхневолжья, — большая честь. Так кем же был Николай Мальцев, какие принципы он завещал ученикам и каковы тенденции в системе правосудия сегодня? Спросим у первого лауреата этой награды — судьи Тверского областного суда Михаила Боброва.
— Михаил Михайлович, вы ведь ученик Николая Мальцева? Расскажете о вашем наставнике.
— Да, но Николай Иванович был не только моим наставником. Его учениками может считать себя практически все судейское сообщество региона. Он был заместителем председателя Тверского областного суда, руководил работой судебной коллегии по уголовным делам, стал известен, как выдающийся судья-криминалист. И практически все судьи, рассматривающие уголовные дела, могли обратиться к его опыту и знаниям, обсудить те или иные вопросы, касающиеся норм закона, судебной практики. Несмотря на огромную нагрузку, он всегда был готов дать совет. И умел делать это максимально тактично, не подавляя своим авторитетом, не вмешиваясь в чужое решение. Я лично познакомился с Николаем Ивановичем в 2015 году, когда стал заместителем председателя Пролетарского районного суда Твери. Но это имя я знал и раньше. С самым живым интересом слушал выступления судьи Мальцева на различных конференциях, пользовался разработанными им методическими материалами.
— Можно подробнее об этих наработках?
— Когда я только начинал работать судьей в Кашине, у нас были таблицы правил назначения наказаний. Например, наказание за покушение на преступление не может превышать трех четвертей от максимального срока, за приготовление — половины, много правил, где применяются иные дроби, различных тонкостей. Ну так вот, эти таблицы-памятки создал Николай Иванович. Он провел огромную аналитическую работу, и при этом позаботился о максимально легком восприятии информации. Потом, если вы помните, в 2012 году начались серьезные изменения в антинаркотической стратегии России. Тогда изменились и правила назначения наказаний за наркопреступления, значения крупного, особо крупного, значительного размеров и многое другое, и менялись еще не раз. Методические рекомендации и памятки по этим новеллам для судей Тверской области тоже разрабатывал Николай Иванович.
— Он ведь имел репутацию убежденного борца с наркопреступлениями. Даже в те времена, когда торговцам наркотиками порой давали условные сроки, Николай Мальцев придерживался принципа: бизнес на чужих жизнях должен караться по всей строгости закона.
— У него была очень принципиальная правовая позиция по уголовным делам, связанным с наркотиками. Это сейчас за наркоторговлю можно получить вплоть до пожизненного лишения свободы. А в конце девяностых — начале двухтысячных не так уж редки были случаи, когда наркоторговцы выходили из зала суда с условным сроком и возвращались к своей преступной деятельности. С приходом Николая Ивановича Мальцева таких условных осуждений стало меньше. Его позицию поддержали многие судьи области и поддерживают по сей день, что положительно сказалось на стабилизации криминогенной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков в тверском регионе.
— Теперь противодействие наркомании и наркобизнесу — важный элемент государственной стратегии развития, вопрос здоровья нации. Ваш наставник, получается, предвидел, что рано или поздно мы все осознаем важность этой проблемы. Кстати, у вас в производстве ведь сейчас находится интересное дело по наркотикам?
— Да, но об этом — после вынесения приговора и его вступления в законную силу.
— А о других резонансных делах, которые вы рассматривали, — можно? Вы выносили приговор по делу о жестоком убийстве 18-летней девушки в Лихославле, по делу «оленинского палача». Что чувствуешь, столкнувшись с такой трагедией?
— Чтобы вынести справедливый приговор, обстоятельства дела так или иначе приходится пропустить через себя. Думаешь — почему человек мог совершить подобное?
— А почему? В этих случаях что подтолкнуло молодых людей к зверствам — водка, наркотики?
— Нет. Парень, напавший на девушку в Лихославле (он приговорен к 16,5 годам лишения свободы), был трезв, по делу в Оленино (22,5 лет лишения свободы) экспертиза тоже не обнаружила следов психотропных веществ. Хотя алкоголь и наркотики становятся причиной многих преступлений. Не так давно был вынесен приговор по делу об убийстве в результате пьяной ссоры — двое приятелей избили и утопили третьего, в судебном заседании подсудимые сами признали, что в трезвом уме такого бы не совершили.
— Вам приходилось выносить приговоры о пожизненном заключении?
— Именно областной суд в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела, по которым эта мера наказания предусмотрена. Но в моей практике таких приговоров еще не было. На самом деле это довольно редкая ситуация. На моей памяти Тверской областной суд выносил такие приговоры только дважды: члену ОПГ «Тверских волков» Александру Агееву и педофилу-рецидивисту, жестоко убившему ребенка в Осташковском районе.
— В прошлом году Россия вышла из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Как это скажется на отправлении правосудия?
— Уверен, это не отразится на соблюдении прав граждан и обеспечении возможности реализации этих прав. Чем, собственно, занимается ЕСПЧ: основное направление его деятельности — проверка процедуры производства по делам в национальных судах на соответствие Европейской конвенции по правам человека. Но защита прав человека — сама основа нашей правовой системы. Главные принципы этой конвенции давно нашли свое отражение в национальном законодательстве РФ: в Конституции РФ, применительно к уголовному процессу — в Уголовно-процессуальном кодексе, а также в обязательных для правоприменителя положениях пленумов Верховного суда, правовых позициях Конституционного суда. И более того, после 16 сентября прошлого года — с момента выхода России из-под юрисдикции ЕСПЧ, и Президент России Владимир Владимирович Путин, и председатель Верховного суд РФ Вячеслав Михайлович Лебедев неоднократно обращали особое внимание на неукоснительное соблюдение прав и гарантий граждан при рассмотрении и разрешении судебных дел.
— Сейчас много говорят о гуманизации уголовного законодательства. Что имеется в виду?
— Сегодня все чаще применяются наказания, не связанные с лишением свободы. Конечно, при определенных условиях — если человек совершил преступление, не являющееся особо тяжким, оступился впервые, искренне раскаялся. И речь не только об условном наказании. Одной из новелл нашего уголовного законодательства в этом смысле является введение такого вида наказания, как принудительные работы, назначаемые как альтернатива лишению свободы. В Тверской области создан исправительный центр, где такие осужденные могут трудиться, при этом они получают зарплату, могут общаться (с соблюдением определенных ограничений) с семьей, получать отпуска. Все чаще применяется судебный штраф. В таком случае человек не считается судимым, и в дальнейшем для него не будет предусмотренных законом ограничений, связанных с наличием судимости. А идеальный вариант — это когда удается достичь примирения сторон (по тем делам, где это возможно, в силу требований закона). Ведь одна из главных целей нашей работы — решать конфликты, восстановить справедливость и стабилизировать общество.
— Ваши собственные профессиональные принципы — каковы они?
— Все самые важные принципы сформулированы в присяге судьи. Осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг и совесть, — тут, по-моему, ничего ни убавить и ни прибавить.
P.S. Пока материал готовился в печать, судья уголовной коллегии Тверского областного суда Михаил Михайлович Бобров был назначен судьей Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Последние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией