15.01.2023

Незабытые воспоминания Дмитрия Сергеевича Базанова

Главнейшим условием возникновения и действия Ильинской волости была географическая связь деревень с селом Ильинским,

Неизвестный солдат о себе и других. Часть 1. Из глубины жизни народной. Продолжение

Главнейшим условием возникновения и действия Ильинской волости была географическая связь деревень с селом Ильинским, на почве которой существовала и экономическая взаимозависимость села с деревнями. Ильинская волость была создана не сразу: после реформы 1861 года было две волости – Ильинская и Желковская, но вторая волость оказалась насажденной искусственно, жители ее не имели достаточно средств для содержания ее правления, она была присоединена к Ильинской в полном составе ее деревень.

Географическое условие волостного сообщества деревень прежде всего состояло в центральном расположении села, через которое шли дороги из большинства деревень в Кимры, в расстоянии дальних деревень до села, измерявшемся в «часах» ходьбы или переезда на лошади,  запряженной в телегу или сани: возможность для представителей власти выезжать в деревни с оборотом за один день и возможность для крестьян бывать в волостном правлении с переходом туда и обратно также без ночевки за один день. Это расстояние 10-12 верст. Так и было: самые дальние от села деревни были в 12 верстах: Никитино, Строево, Некрасово, Воронцово, Андрейцево, Шевелево, Кривцово и др.

Положение села на большой дороге из Гориц, из Паскина, из Суворова и из Корчевы, вливавшихся в общую дорогу на Кимры, было дополнительным условием его значения: в селе бывали еженедельные базары и базары по большим праздникам, крестьяне продавали продукты сельского хозяйства, лен прежде всего, и покупали продукты городской и кустарной промышленности. В селе было до 10 лавок, 6 трактиров и чайных, мельница, маслобойница, две или три кузницы, валяльная мастерская, несколько портных, до десятка сапожников-хозяев, применявших труд наемных рабочих, школа, почтовое отделение, страховое земское агентство, волостное правление, урядник, казенная винная лавка, и церковь с причтом (во главе с попом Думыкиным), а сверх того в селе были две богатые дачи капиталистов из местных сапожников, имевших предприятия в Москве.

Волость была единицей крестьянского сословного самоуправления (до 1917 года), имевшая некоторое экономическое основание. Я не помню статей закона, которым определялись признаки этого «крестьянского самоуправления», но я наблюдал неоднократно исполнение этих статей на практике и помню это достаточно хорошо.

Волость состояла из 17 сельских обществ по 4-5 деревень в каждом, и каждое деревенское общество представляло собою нечто более или менее самостоятельное.

Деревенский мир был первой коллективной властью над отдельным жителем деревни и над всеми жителями вместе. Мир этот действовал как сила, подчиняющая себе людей непрерывно, постоянно, а волю свою изъявлял на деревенском сходе, созывавшемся время от времени для решения очередных и срочных дел. Сход состоял из домохозяев, но обычно в нем принимали участие все взрослые мужчины и женщины по желанию. Сход выбирал деревенского десятского (на год), который и созывал после выборов сход по мере надобности, но сход могли созвать и отдельные крестьяне, если деревне или кому-либо лично грозило серьезное бедствие. На сходе решались вопросы: о переделах земли (до выхода на отруба), о разделе покосов (ежегодно), о рубке леса, о «помочи» солдаткам, заболевшим, престарелым, детям-сиротам, о возке дров для школы, о служении молебнов всей деревней, о рытье и очистке прудов, починке дорог, рытье колодцев, о борьбе с пожарами и болезнями скота, о найме пастухов и ночного сторожа. Сход решал вопрос об исполнении раскладки податей и сборов по ревизским душам и о церковных сборах в помощь духовенству.

Так как десятские не пользовались никаким признанием со стороны жителей деревни, особенно со стороны молодежи, в нашей деревне их назначали «по череду», а функции их свелись к разводу на ночлег прохожих и нищих, сходом же руководили выборные из стариков вроде современных председателей собраний. Голосовали обычно криком; за что больше подано голосов, т.е. за что кричали больше участников схода, то и считалось принятым. Нередко было в некоторых деревнях и так: за что или за кого кричали громче всех – то и приговорили. Там и один горлопан мог вершить все дела по-своему – «брали горлом», заранее сговорившись. За ведро водки сход мог приговорить освобождение от надела – снять землю и подушную подать (до 1908 года к этому прибегали осевшие в Москве и в других городах сапожники и вообще «беглые» от земли).

Последние новости

При содействии Благотворительного фонда Тверской епархии на погосте Боронкино установлена часовня

Погост Боронкино, по данным клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год, описан как «в нем церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова с приделом Чудотворца Николая, деревянная, в твердости, утварию довольна,

В Тверской области будут судить еще двух членов ОПГ по делу о хищении свыше 37 млн рублей у ТД КСК

В областной прокуратуре утверждено обвинительное заключение по уголовному делу жителя Твери и его подельника родом из Санкт-Петербурга, которые поучаствовали в групповом хищении более 37 млн рублей.

Card image

Как выбрать концепцию для своей фотосессии

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *