Митрополит Амвросий призвал современников иметь примером жизни новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века
4 февраля 2023 года Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
4 февраля 2023 года Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этом году память Новомучеников пришлась на Неделю о мытаре и фарисее. Накануне воскресного дня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском соборе г. Твери.
В соборе находится рака со святыми мощами одного из исповедников Церкви Русской — преподобноисповедника Сергия (Серебрянского), прославленного на Тверской земле. На аналоях перед солеей на богослужении находились иконы Новомучеников, некоторые из них – с частицей мощей святых. В центре храма, украшенные розами, находились иконы Воскресения Христова и Собора Новомучеников Церкви Русской.
За воскресным бдением правящему архиерею сослужили клирики храма. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин. Пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной.
Во время вечерни были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы поминальные онлайн-просьбы .
За богослужением было начато пение Постной Триоди. Две стихиры на “Господи воззвах” из Постной Триоди были пропеты хором духовенства под управлением митрополита Амвросия. На вечерне были прочитаны новозаветные паримии, положенные для чтения за службой Новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Во время литии в молитве “Владыко Многомилостиве” были перечислены имена новомучеников и исповедников Тверской земли:
Священномучеников Фаддея, архиепископа Тверского, Григория, епископа Шлиссельбургского и Иоанна, епископа Великолукского и Торопецкого;
Преподобноисповедника Сергия Серебрянского;
Священномучеников: Илии, Феодосия, Петра, Павла, Илии, Александра, Василия, Александра, Димитрия, Иоанна, Александра, Павла, Илии, Владимира, Николая, Макария, Иоанна, Виктора, Василия, Петра, Сергия, Феодора, Михаила, Михаила, Алексия, Алексия, Александра, Сергия, Евгения, Алексия, Николая, Николая, Константина, Димитрия, Владимира, Василия, Василия, Иоанна, Александра, Алексия, Иакова, Николая, Павла, Андрея, Михаила, Владимира, Бориса, Исмаила, Николая, Василия, Константина, Сергия, Алексия, Павла, Михаила, Владимира, Михаила, Николая, Афанасия, Димитрия, Григория, Димитрия, Алексия, Феодора, Александра, Иоанна, Иоанна, Алексия, Иоанна, Николая, Иоанна, Алексия, Николая, Александра, Иоанна, Николая, Василия пресвитеров и Николая, Сергия, Иоанна, Сергия диаконов;
Преподобномучеников: Аристарха, Анатолия, Софрония, Виталия, Стефана, Дионисия, Филарета, Павла, Владимира, Макария и Иоанна;
Мучеников: Василия, Сергия, Спиридона, Сергия, Василия, Анании, Михаила, Симеона, Димитрия, Петра, Прохора, Сергия, Андрея и мученицы Евгении.
На утрене по 50-м псалме первый раз в этом году было пропето песнопение «Покаяния отверзи ми двери…». Хор кафедрального собора молитвенно исполнил его на музыку П. Чеснокова.
Чтение канона на утрени совершили ключарь будущего кафедрального, находящегося в процессе воссоздания, Спасо-Преображенского собора г. Твери священник Сергий Будков и диакон Иоанн Зорин.
По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий обратился к молящимся со словом о Новомучениках и исповедниках Церкви Русской:
Из всех посевов, доверенных земле, кровь мучеников дала самый богатый урожай. Об этом говорит нам вся история христианской Церкви. Но особенно красноречиво об этом свидетельствуют страшные страницы истории Церкви Русской XX века. Сегодня мы почитаем святых людей прошлого века — тысячи священников, епископов, монахов и благочестивых мирян, которые кровью своей убелили ризы свои. Они ныне в сонме новомучеников Церкви Русской предстоят Агнцу Божию и вместе с ангелами песнь победную воспевают Богу.
Днесь новомученицы и исповедницы Церкве Русския являются красным плодом спасительного сеяния, которое совершилось более тысячи лет тому назад, и самый богатый плод принесло именно в страшные, трагические годы богоборчества в нашей стране в XX веке. Мы, люди века XXI, живём за счёт того духовного богатства, который передали нам наши святые сродники и святые предки. И всё то, что наблюдаем мы после празднования тысячелетия Крещения Руси, начиная с конца 80-х, в 90-е и 2000-е годы, весь тот расцвет и возрождение Церкви — все это происходило вовсе не благодаря нам с вами, но вызрело как плод мученических подвигов тех, память которых мы совершаем ныне.
Не нам благодаря, а благодаря их вере, их жизни и смерти, Господь подарил нам время возможности камни собирать, восстанавливать храмы и обители, созидать церковную жизнь. И все это иногда мы относили к каким-то своим мнимым заслугам. Однако мы делали всего лишь часть той работы, которая уже была проведена до нас. К сожалению мы являемся ныне совсем не такими, какими были исповедники и новомученики Русской Церкви XX века. Нам очень далеко до их меры. Они были воистину гигантами духа. Мы же до сих пор стоим на их плечах. Мы – духовные карлики, немощные, поврежденные страстями, слабые духом, малые верой и не способные вовсе перенести всех тех испытаний, которые выпали на их долю.
Сегодня люди мечутся — одни уходят в страну греха, другие пытаются как-то утвердиться за счёт прежних достояний и достижений, но часто не тех, на основании которых может созидаться и церковная жизнь, и жизнь семейная, общественная и государственная.
В XX веке, когда писались хорошие книги и снимались добрые фильмы, когда люди ещё как-то понимали что такое хорошо, и что такое плохо и умели отличать белое от черного, грех от добродетели, — все это совершалось вовсе не благодаря тем образчикам, к которым сегодня пытаются возвратиться в культурной и образовательной жизни, полагая, что в них кроется успех созидания, а благодаря тому духу, который был заложен людьми верующими, и который они передавали своим детям и внукам, кои, может быть, и не были религиозными, но по духу, по сути по своей были продолжателями евангельской христианской жизни. И если сегодня мы будем пытаться основывать воспитание и образование на каких-то прежних советских формах, которые, вроде бы, и красивые и правильные, но не имеют жизни, не укоренены в жизни евангельской, в вере в Бога, а значит не освящены Им и не долговечны, то мы наступим на те же грабли, на которые наступили прежде бывшие поколения, которые разрушали церкви, презирали священнослужителей, гнали верных и боролись с Богом, думая, что без Него можно построить рай на земле, устроить счастье и решить все проблемы.
Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века — вот то семя, которое и сегодня способно принести добрый плод. И именно к их примеру, к их житию, изучению их веры и подвигов, их историй мы должны вернуться сегодня, в тяжёлые годы XXI века, и учить на их примерах, а не на каких-то других, молодое поколение, называть в честь них улицы, города и веси, школы и университеты, в крещении — детей в честь них. Именно они подлинные герои духа и святые люди Отечества нашего. Мы перед ними в огромном долгу.
Сегодня мы прославляли их поименно: во время литии прозвучали имена архиереев, многих священников, монахов и мирян Тверской земли, которые прославлены у Бога, как люди, которые кровью своей истину соблюли и веру не предали. Они, а не прежние разрушители устоев русского народа, должны стать основанием жизни нашего нынешнего современного общества. Если мы обратимся к их примеру, к их вере, может быть, и нам Господь уделит какую-то часть от их силы духа, благодаря которой они пережили и достойно пронесли звание христиан через страшные гонения и испытания XX столетия. Их предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу и ныне в Православии сохрани до скончания века. Аминь.
Справка:Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы.
Пресс-служба Тверской епархии
Последние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку