На святой Валаам
ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКОВ Валаам… Встреча с этим трогательным для нас местом, местом дивным и святым, – не просто путешествие во времени и пространстве по территории своей страны,
ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКОВ
Валаам… Встреча с этим трогательным для нас местом, местом дивным и святым, – не просто путешествие во времени и пространстве по территории своей страны, это даже не просто духовное паломничество по святым местам Русского Севера, это – нечто… интимное, глубоко личное. Он, как первая и единственная в нашей жизни любовь, дарованная нам свыше, однажды возникнув, уже не отпустит нас никогда.
Валаам овладел нами во всей нашей трехипостасной сущности. Он живет в нашем сердце, душе и сознании, заставляя видеть его в своих мечтах и молитвах.
Благодарение Господу, после многих лет разлуки мы вновь устремляемся в святую Валаамскую обитель. По благословению нашего духовного отца, архимандрита Мефодия, — руководителя духовно-просветительского Центра «Свет Валаама», помощника игумена Валаамского монастыря епископа Панкратия по приему гостей, в чьих глазах всегда светятся любовь, ум и всепрощение, мы ступаем на валаамскую твердь. Но не одни, а с милостию Божией недавно назначенным на служение настоятелем степуринского храма Флора и Лавра отцом Николаем Кущ. С первых же дней своего пребывания на старицкой земле — родине Валаамского игумена Дамаскина (Кононова, 1795-1881), он приложил немалые усилия для восстановления молитвенного единения – невидимого духовного мосточка между родными местами игумена-старца и святой Валаамской обителью, которой отец Дамаскин верой и правдой служил более полувека. В своих молитвах поминает отец Николай и самого отца Дамаскина, и его родителей – рабов Божиих Конона (+1822 г.) и Матрону (+1822 г.), что упокоены на старом приходском мичковском кладбище, и чья могилка с новым крестом и надгробными плитами красного и черного гранита, дар валаамской братии к 50-летию служения о. Дамаскина в обители на скалах Валаама, бережно оберегается и почитается нынешними местными жителями.
Долгих 13 лет мы со степуринскими прихожанами ждали назначения отца-настоятеля, обращаясь во все инстанции: от Тверской епархии до духовных семинарий и академии, и получали в ответ: «Кадров священнослужителей в епархии не хватает, и искать священников надо не среди действующего духовенства, а подбирать кандидатов для рукоположения и обучения среди мирян, готовых служить тем, кто их рекомендовал». Или: «Наши выпускники не знают специфики жизни современного села и с подобным служением не справятся. Священника надо взрастить из числа своих прихожан».
Но было бы неверно сказать, что степуринский храм и его зарегистрированный в июле 2006 года приход оставался все это время без пастырского окормления. Сюда приезжали служить и тогдашний отец благочинный, приснопамятный Олег Чайкин, и священник из отдаленного села Луковниково , и отец Иоанн из деревни Иваниши, а уж нынешний настоятель Ильинской церкви г. Старицы, тогда еще иерей, о. Владимир Марценюк и вовсе нам стал как родной. А ведь дома у них — и семьи, нередко многодетные, и свои приходы с немалым хозяйством, и свое подворье… Все это также требует времени и сил, которых на все не хватает.
Словом, служение сельских батюшек, восхищающих нас преданностью своему долгу, – дело крайне нелегкое и в высшей степени ответственное, заставляющее нас уяснить себе твердо, что пастырям добрым нужно всегда помогать: прилежно посещать службы, по возможности всей семьей, становиться для них верными сомолитвенниками, постоянно, как и они, заботиться о своем храме и трудничать в них во славу Божию. Тогда любая наша, даже полуразрушенная, старенькая церквушка вдруг откроется нам как место святое и испокон веков намоленное, где в покаянии облегчаются наши души, и во Святом Причащении сердца устремляются гор е .
Итак, поклонившись прежде местам детства и юности игумена Дамаскина, мы осмелились отправиться на Валаам лишь после того, как недельку помолились и потрудничали со своими внуками в степуринской церкви Флора и Лавра, где исповедались и причастились Святых Христовых Тайн во время Божественной литургии, и испросили благословения как у нынешней валаамской братии, так и у самого игумена Дамаскина. А он не коврами шелк о выми, но серьезными искушениями всегда выстилал наш путь, словно напоминая о необходимости трезвения и молитв, о том, что не широкой дорогой, а узкою тропочкою веры и преданности Господу идем мы на святой Валаам.
И вот уже замелькали за окном знакомые нам названия: Бологое-Малая Вишера-Волховстрой-Свирь-Эссойла-Суоярви-…Сортавала, откуда до Валаама по Ладоге, при невысокой волне, — рукой подать. А уж при штиле, каков был на этот раз, и вовсе летишь «аки птица», благо, что наш метеор, «Преподобный Назарий», — теплоход на подводных крыльях!
Мы спешили на остров, пока непредсказуемая Ладога, ласкаемая юго-западными ветрами, еще дышала влажной летней свежестью. Обитель приняла нас с любовью и хлебосольно, как своих блудных кающихся детей. Мы ежеминутно чувствовали трогательную заботу о нас, недостойных и грешных, чадолюбивого отца Мефодия. Были обласканы, окружены красотой, трогательной заботой и повышенным вниманием. Слова: «а вот – батюшка с родины игумена Дамаскина!» оказывали на окружающих прямо-таки магическое воздействие.
Наш отец Николай вызывал повышенный интерес и какое-то особое благоговение со стороны многих знакомых и даже не знакомых нам людей. Для нас, посланцев с родины игумена Дамаскина, открывались двери старинных скитов, храмов и часовен. Летящие по водам монастырские катера переносили нас на погруженные в молитвенную тишину и природное величие скитские острова. А чудесные экскурсоводы Татьяна Юрьевна Бердяева и Ольга Владимировна Ипатова щедро делились с нами своими обширнейшими познаниями, поражая своей неистощимой энергией и удивительной преданностью этим святым местам.
И такое трепетное отношение к нашему статусу здесь есть проявление глубокого почитания и любви наших благодарных современников к самому отцу Дамаскину . Ведь монастырь до сих пор помнит своего великого игумена-строителя, тот мощный духовный и созидательный взлет, поднявший Валаамскую обитель на небывалую высоту мировой известности. А само время правления этого «игумена с железным посохом» было метко названо «Золотым веком Валаама».
Будучи официально еще не прославленным, этот мудрый духоносный старец почитается в монастыре как местночтимый валаамский святой. К месту его упокоения на Игуменском кладбище стекаются монашествующие и люди светские, порою слезно прося его помощи, ходатайства и заступления. И они не обманываются в своих ожиданиях, ибо в жизни каждого происходят скорые заметные перемены, в чем они сами не раз признавались нам: «будто кто-то раздвигает глыбы ранее неразрешимых проблем».
Вот и теперь, когда после долгого пути в уже заметно сгустившихся сумерках мы пришли молитвенно поблагодарить отца Дамаскина за этот теплый прием и доброе к нам участие, на ступеньке у его могилки с неугасимою лампадой и живыми цветами на ней в глубокой задумчивости сидел монах-черноризец. Казалось, он был весь погружен в молитвенное созерцание, ведя только ему понятную безмолвную беседу с отцом-игуменом и испрашивая его совета, помощи или благословения. Не столько увидев, сколь почувствовав наше присутствие, инок стремительно встал и тихо растворился в вечерней мгле, предоставив и нам возможность излить свои чувства.
Сейчас и впоследствии, не раз наблюдая коленнопреклоненного отца Николая пред валаамскими святынями, мы не могли не ощущать его благоговейно-сдержанного восторга. «Дивны дела Твои, Господи!», — словно говорил глубокий задумчивый взгляд степуринского батюшки.
С чувством внутренней благодарности и духовного трепета готовился он к каждому богослужению, к каждой встрече; часами стоял, терпеливо выслушивая исповеди, нередко поражаясь драматизму историй, глубине и искренности раскаяния монашествующих и мирян.
Разнообразными и богатыми на духовные впечатления были наши валаамские дни. Словно на Святой Земле древнего Иерусалима побывали мы – столько здесь можно встретить топографических и топонимических аналогий! Гора Фавор, на которой вознесся сам монастырь с его величественным Спасо-Преображенским собором. Гефсиманский скит с деревянной часовней и иконой «Моление о Чаше», расположенный у подножия Елеонской горы…
Полон символики и скит Воскресенский с его верхним воздушным и сияющим храмом во имя Воскресения Христова и нижним, таинственным, – Святого апостола Андрея Первозванного, с находящейся здесь своей Кувуклией – часовней Гроба Господня. Тут же и свой камень помазания, обозначающий камень, на котором Праведный Иосиф и Никодим помазывали Пречистое Тело Спасителя. А вот и свой Притвор Ангела… Погруженный в эту таинственную тишину, ты всей душой ощущаешь, будто лишаешься телесной оболочки, чтобы воспарить духом уже там — в верхнем светлом и торжественном храме Воскресения Христова.
Продвигаясь по надежным и основательным монастырским дорогам эпохи отца Дамаскина или пробираясь сквозь лесные дебри, никогда не перестаешь удивляться обилию сохранившихся здесь памятников и построек позапрошлого века! Это — скитские храмы, часовни, ископанные и выдолбленные в валаамских скалах колодцы, фруктовые сады, мосты и причалы, лиственничные, пихтовые и дубовые аллеи, каменные придорожные кресты и водоотводные системы… Все здесь было сработано на века с молитвой и во славу Божию!
Эта созидательная деятельность монахов-предшественников подхвачена и нынешними монахами, благотворителями, мастерами, трудниками и волонтерами, продолжающими поддерживать, отстраивать и благоукрашать святую Валаамскую обитель. Плодами этих колоссальных творческих трудов наших талантливых современников мы также восхитились на Валааме в полной мере.
Не без приятного удивления наблюдали мы, с какой глубокой заинтересованностью окунулся наш отец Николай и в монастырское хозяйство: рассматривал устроение монастырской фермы, оборудованной по последнему слову техники; вникал в сложные процессы изготовления и хранения монастырских сыров, вопросы разведения сияющей американской форели на местном рыборазводном заводе; присматривался к тонкостям производимых здесь реставрационных работ, так и не обнаружив следов применения пластиковых евроокон. Коптильня, пекарня, курятник, коровник, конюшенно-каретный двор и даже склад ГСМ – ничто не ускользнуло от опытного и заинтересованного взгляда нашего перспективного хозяйственного отца-настоятеля. И нам подумалось тогда: такого священника на селе нужно беречь и охранять всем миром. Недаром, уже прощаясь с нами, проницательный и многомудрый архимандрит Мефодий, словно угадывая наши мысли, с улыбкой заповедал нам: «Берегите своего батюшку!», указав заискрившимися глазами на отца Николая.
С благодарностью и светлой грустью покидали мы скалистые валаамские берега. Колокольня-маяк провожала нас своим отдаленным стихающим звоном. За кормою – седой Валаам, место монашеских подвигов и трудов игумена Дамаскина с вверенной ему братией, мощно поддержанное нашими современниками. А впереди у нас свои планы, трудности и заботы на его малой родине. Слава Богу за все! И да не прервется в веках эта тонкая живительная связующая нить, что прядут во славу Божию для всех нас незримые ангелы!
Николай и Наталья МИНИНЫ.
Последние новости
Судебное разбирательство по делу о праве пользования жильем в Кимрах
Кимрский городской суд рассмотрел иск о лишении права пользования жилым помещением.
Суд в Кимрах защитил авторские права
Кимрский городской суд удовлетворил иск о защите авторских прав и компенсации
Новая мера поддержки многодетных семей в Верхневолжье
Детям многодетных родителей будут предоставлять спортивную форму для занятий спортом.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований