Почти Рождественская история: О том, как св. Николай вернулся домой
Так получилось, что в этой чудесной истории мне была отведена роль посредника.
Так получилось, что в этой чудесной истории мне была отведена роль посредника. Недавно съемочная группа РИА «Верхневолжье» снимала сюжет для телевизионной программы «От истока», посвященный храмам и святыням Вышневолоцкой земли. В качестве проводника и знатока местной истории я пригласила известного краеведа Дениса Ивлева.
В одном из своих невероятно увлекательных рассказов Денис упомянул о том, что в деревне Белый Омут на месте древней Николо-Столпенской обители уже несколько лет возрождается приходская жизнь и уцелевший храм. И я вспомнила, что два года назад подарила своему доброму знакомому небольшую икону святителя Николая, на обороте которой была полустершаяся надпись, которая гласила, что этот образ был дарован в 70-е годы XIX века на благословение монахине Казанской женской общины Досифее настоятелем Николо-Столпенского мужского монастыря. Денис сразу заинтересовался и попросил меня по возможности прислать фотографию этой иконы, что я вскоре и сделала.
Выяснилось, что эта икона – уникальный список с резного деревянного образа Святителя Николая, с которым связана история основанного в конце 16-го столетия монастыря. Именно здесь, по преданию, царь Иоанн Грозный оставил этот образ со словами: «Будь же ты, Никола, столп». И с этого времени монастырь стал называться Николо-Столпенским. Святыня чудом уцелела под натиском времени, войн и революций и сейчас хранится в Богоявленском соборе Вышнего Волочка. Но современные реставраторы исправили «ошибку» и обновили резную икону по подобию распространенного Можайского образа Святителя Николая, заменив в его руке восьмиконечный крест на меч. И, к сожалению, подлинный – совершенно особенный – образ «Николы Вышневолоцкого» (или, иначе, Столпенского) остался лишь в немногочисленных описаниях конца 18-го – начала 19-го столетий.
Так думали искусствоведы и историки до 5 декабря этого года, когда нынешний хранитель единственной известной ныне Столпенской иконы Святителя Николая – этнограф, кандидат исторических наук Григорий Базлов – вернул ее в родную Николо-Столпенскую обитель. По вряд ли случайному стечению обстоятельств это произошло в день памяти последнего священника монастырского Никольского храма священномученика архимандрита Павла (Евдокимова) и в тот день недели (в четверг), который в церковной традиции посвящен Святителю Николаю. Вновь обретенную икону у ворот обители встретили священник монастыря Андрей Храмов и прихожане со свечами в руках. После благословения всех присутствующих Столпенским образом Святителя Николая и молебна верующих познакомили с историей этой иконы. Прихожане с пастырем восприняли возвращение иконы как знак Божьего благословения на возрождение древней обители, которой в следующем году исполнилось бы 475 лет.
Теперь предстоит большая работа: обретенную икону изучат специалисты Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, а резному деревянному образу из Богоявленского собора Вышнего Волочка, видимо, вернут первоначальный вид, запечатленный на небольшой иконе, так неожиданно вернувшейся «домой».
И в заключение «вишенка на торте»: монахиня Досифея, которой этот образ был подарен почти 150 лет назад, в дальнейшем стала первой игуменьей Вышневолоцкого Казанского монастыря – одной из самых многочисленных женских обителей России на рубеже XIX XX веков.
На фото: Столпенский образ Святителя Николая и современный вид Николо-Столпенского мужского монастыря
Светлана ФИНЕВИЧ
Последние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку