Схимонах Георгий. Кто он?
В начале XXI века во время проведения археологических раскопок на территории Успенского монастыря недалеко от Троицкой церкви был обнаружен восьмигранный фундамент.
В начале XXI века во время проведения археологических раскопок на территории Успенского монастыря недалеко от Троицкой церкви был обнаружен восьмигранный фундамент. На этом месте, как я помню, всегда возвышался небольшой бугорок, как будто насыпали землю и не разровняли. Когда фундамент расчистили, обнаружили глубокий колодец, выложенный красным кирпичом, на дне которого лежала каменная плита с вырезанным на ней крестом. Неожиданная находка поставила археологов в недоумение: могила неизвестного? Никто из местных жителей ничего сказать не мог.
На старой довоенной фотографии увидели часовенку, построенную в 1914 году, узнали, что это место захоронения схимонаха Георгия. Восстановленную часовню назвали Георгиевской. Но вопрос остался: кем был схимонах Георгий в мирской жизни и почему для своего служения Богу он выбрал Старицкий Успенский монастырь?
Схима — это самый строгий, аскетический образ служения Богу. Считается, что схимонахи, проводящие все время в молитвах, обретают дар провиденья, получают особую мудрость и молятся за весь мир. В далекие времена они уходили в глухие места и жили вдали от мирской жизни. Но уже в XIX веке им разрешили жить в монастырях, чтобы к ним могли обращаться прихожане за утешением.
В детстве мы иногда бегали по пустовавшим монастырским храмам. Церкви меня притягивали, но когда я заходила в разоренные помещения, то было какое-то тревожное чувство, как будто кто-то невидимый находился рядом и наблюдал за мной. Много лет спустя, уже во взрослой жизни, я прочитала, что в каждом храме живет свой ангел-хранитель, даже пустующем или разрушенном. Может, это и есть так называемые места силы?
Я помню, что во Введенской церкви, в огромном одностолпном зале без дверей и с оконными проемами без рам, почти во всю длину внутренней стены была узкая вытянутая комната, едва ли ни в метр шириной, и маленькое отверстие в виде окошка, выходившее в соседнее помещение. Говорили, что здесь был чуть ли не замурован монах, а через окошко ему подавали еду.
Невольно вспомнилась телепередача про Киево-Печерскую лавру. Рассказ был о киевских пещерах. Я была в них лет сорок назад, многое уже стерлось в памяти, но помню, что это был как подземный город — церкви с иконостасами, кельи, просторные коридоры с нишами, в которых были размещены раки с останками святых. Сейчас пещеры стали более ухоженными, и светло как днем. И рассказ о том, что многие отшельники издавна уходили в пещеры, вырубали себе келью с маленьким окошком, у которого раз в неделю им оставляли еду. Если еда оставалась нетронутой, значит, отшельник покинул этот мир, и окно замуровывали.
Когда Введенская церковь, одна из первых монастырских построек, была отремонтирована для размещения музея, я, заходя в этот огромный одностолпный зал, почти инстинктивно пыталась отыскать следы той кельи, рассматривала толщину стены, думая, что комнату заложили кирпичом, но все стены были одинаковой толщины. Скорее всего, кладку разобрали во время реставрации, но загадка осталась: для кого было устроено это помещение?
Совсем недавно, разбирая свои старые бумаги, я наткнулась на такую запись: в 1895 году на средства старца схимонаха Георгия почерневшие иконы в нижнем ярусе иконостаса Введенской церкви покрыты серебряными ризами чеканной работы и приобретена новая плащаница с приличною гробницею, а в 1914-м — построена часовня схимонаха Георгия.
Пазл сложился. Значит, это была келья схимонаха Георгия, который молился в этой церкви и на свои деньги привел в порядок обветшавший иконостас. В 1914 году он, вероятно, умер, и на месте его захоронения была возведена часовня. И если взять эти две даты за период пребывания старца Георгия в Старицком Успенском монастыре, то получается без малого 20 лет. Срок солидный, чтобы заслужить особое почитание не только местных жителей.
В 1938-1939 годах была разобрана крепостная стена упраздненного монастыря. Возможно, что в эти же годы (а может быть и раньше?) была разобрана и часовня. За несколько десятилетий безверия была утрачена память о старце Георгии. Но, возможно, в какой-нибудь семье коренных старичан сохранились о нем воспоминания?
Судя по дорогим вкладам в монастырь (чеканной работы серебряные ризы на иконы, плащаница с гробницей), он был состоятельным человеком. И почему он решил уйти от мирской жизни и принять монашеский постриг, а затем схиму? И два раза изменить свое имя?
Может быть, когда-нибудь и откроется мирское имя схимонаха Георгия и история его жизни?
Ольга АЛЕКСАНДРОВА.
Последние новости
Судебное разбирательство по делу о праве пользования жильем в Кимрах
Кимрский городской суд рассмотрел иск о лишении права пользования жилым помещением.
Суд в Кимрах защитил авторские права
Кимрский городской суд удовлетворил иск о защите авторских прав и компенсации
Новая мера поддержки многодетных семей в Верхневолжье
Детям многодетных родителей будут предоставлять спортивную форму для занятий спортом.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией