В день 970-летия преставления преподобного Ефрема Новоторжского в Борисоглебской обители в Торжке прошло праздничное богослужение
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на Русской земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси.
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на Русской земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским. В 2023 году исполнилось 970 лет со дня преставления святого.
10 февраля во Введенском храме Борисоглебского монастыря в Торжке праздничную Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Ему сослужили настоятель обители архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместники мужских монастырей и духовенство Тверской епархии.
В центре храма был установлен ковчег с сохранившейся частью мощей преподобного Ефрема.
После Херувимской песни была совершена иерейская хиротония клирика храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Твери диакона Александра Яворского. После прохождения богослужебной практики и открытия храма первого Тверского епископа Симеона в Медовом ему будет поручено совершение богослужений в нём и организация приходской жизни.
Во время причащения духовенства в алтаре клирик Свято-Екатерининского женского монастыря протоиерей Андрей Морозов произнес проповедь о преподобном Ефреме.
По заамвонной молитве было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобного Ефрема Новоторжского.
Затем митрополит Амвросий обратился к молящимся с приветственным словом:
970 лет — нам даже трудно представить себе этот отрезок человеческой истории, пути, которым прошла наша Церковь.
Мы находимся на месте, которое было освящено и благословлено молитвой, добрыми делами и подвигами еще раньше, нежели была основана колыбель русского монашества, как мы называем Киево-Печерскую Успенскую лавру. Новоторжский монастырь старше Киево-Печерской лавры. И мы являемся скромными преемниками тех людей, которые прежде здесь подвизались. Сегодня мы поминали архимандрита Константина, который вместе со своей братией и с народом — с людьми, живущими в Торжке, — был до самого конца, до смерти, пытаясь спасти их, но вместе с ними сгорел в огненном пламени. Эта страница истории в какой-то степени символизирует и весь 970-летний путь от преставления основателя обители до сегодняшнего дня. Много страниц испещрено бедами, войнами, человеческим безрассудством. И люди не меняются. Сегодня мы живем в непростые и подчас до конца не объяснимые времена. Но как верующие люди, мы знаем умом и чувствуем сердцем, особенно когда молимся, — то, что невозможно человекам, возможно Богу. И сегодня, когда подчас на многие вопросы нет ответа, мы знаем один ответ на все треволнения, которые захватывают нас. И этим ответом является молитва. В какой-то степени мы разучились молиться, ведь молитва — это не просто произношение слов, это даже не только, а, может быть, иногда и не столько пение и богослужение. Пение, богослужение, чтение Псалтири, канонов, акафистов — всё это условие для настоящей молитвы. А молитва совершается в сердце, которое видит только Господь, там, где мы, если мы действительно, по-настоящему молимся, беседуем с Богом, как с живой Личностью, поверяем Ему все свои радости и печали, разговариваем с Ним, как с любящим, понимающим и всегда готовым обнять Своей любовью Отцом. И иногда не нужны и слова. Просто быть в молчании, пребывать с Богом — это и есть самая настоящая молитва.
Такой молитвы мы и должны искать, и этой молитве мы призваны учиться. И только тогда, когда мы начнем молиться, когда народ наш начнет молиться и найдут дорогу в храм те люди, которые пока еще находятся за его пределами, — тогда победятся все человеческого естества уставы силой и промыслом Божиим и Господь совершит и в нашей жизни, и в истории Отечества нашего, и в истории человечества то, что может совершить только Он Своей Божественной силой и любовью. Но обязательно — в ответ на наше расположение, на наше сыновнее обращение к Нему, на наше искреннее желание по-настоящему поменять в своей жизни то, что является подчас не украшением ее, а стыдом и горем.
Архипастырь поздравил новопоставленного пресвитера Александра с новым духовным званием:
Сегодня в Вашей жизни произошло событие, о котором Вы, возможно, недавно даже и не помышляли. Слова Господа: «Не вы Меня избрали, а Я избрал вас, дабы вы шли и приносили плод» — в таких жизненных событиях звучат и воспринимаются особенно пронзительно и переживаются в глубинах сердца. Вы откликнулись с доверием к Богу на этот призыв. И пусть это доверие Ему сопровождает Вас на всём пути предстоящего священнического служения. Перед Вашими глазами есть немало добрых примеров служения священников. Постарайтесь воспринять их, творчески осуществить в своем пастырском делании. Помните о том, что главное сегодня — быть отзывчивым к людям, дарить им любовь, молиться за них и учить их молитве и вере, но прежде всего делом и примером.
Вам предстоит служить в уже скоро грядущем быть открытым и освященным малым чином храме святителя Симеона, первого епископа Тверского, в котором я благословляю всякий раз за Литургией возносить сугубые молитвы о воссоздании Спасо-Преображенского собора Твери. И начало создания его было связано именно с этим святителем. Его же молитвами в храме, заложенном в честь него в год 750-летия Тверской епархии, Господь да услышит и наши молитвы и чаяния и даст всему народу утешение возсылать вновь молитву и служить ежедневно Божественную литургию, благодаря воссоздателей принесением ежедневной Бескровной Жертвы о них, о народе нашем, живущем на древней Тверской земле.
В память о событии архиерей подарил новорукоположенному напрестольное Евангелие и служебник.
Митрополит Амвросий также поздравил именинника — иеромонаха Ефрема (Пилипея) и вручил ему просфору.
Губернатор Тверской области И.М. Руденя направил поздравительную телеграмму духовенству и всем жителям Тверской области, в которой говорится:
Труды преподобного Ефрема, совершëнные в XI веке, стали тем зерном, из которого произросли первые ростки Православия на Тверской земле. Сегодня мы уверенно опираемся на многовековые духовно-нравственные традиции, совершая свои труды во благо родного края и всего нашего Отечества.
Справочная информация:На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), игумен Гавриил (Хальченя), игумен Корнилий (Малинин), игумен Дамаскин (Леонов), игумен Гавриил (Баглай), протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Сергий Желябовский, протоиерей Александр Морозов, протоиерей Александр Крюков, иеромонах Ефрем (Пилипей), иеромонах Августин (Пирогов), протоиерей Сергий Бабак, протоиерей Николай Симчук, священник Александр Рабцун, священник Сергий Будков, иеромонах Филарет (Гавщук), священник Олег Волошин, священник Александр Яворский, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
Богослужебные песнопения исполнил хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино под руководством Ильи Капрелянца.
***
Ефрем служил у князя Бориса конюшим и, по всей видимости, во времена этих событий находился в Ростове, поэтому оказался на реке Альте позже. На месте страшного злодеяния он пытался найти тело брата, но отыскал только голову Георгия. Не желая больше иметь дело с княжескими распрями и враждой, он отправился на север Руси, в Новгородские земли, чтобы служить Богу и людям.
Известно, что около Нового Торга в 1038 году он основал монастырь и построил в нём каменный храм в честь святых Бориса и Глеба. Скончался Ефрем мирно в глубокой старости 28 января 1053 года и был погребен в основанном им соборе. Вместе с ним в гроб положили отсеченную главу Георгия, которую Ефрем всю жизнь хранил у себя. Как сообщает преподобный Димитрий Ростовский, «у гроба его многие чудеса совершались и подавались исцеления болящим». При митрополите Московском и всея Руси Дионисии в 1584–1587 годах Ефрем Новоторжский был причислен к лику святых с установлением ему местного празднования.
Преподобный Ефрем — это не прошлое, это настоящее, потому что жизнь Церкви — это всегда настоящее. И эта жизнь продолжается, и преподобный Ефрем живет незримо, но реально среди нас, подает нам пример, как нужно жить и относиться к Богу, к людям, ко всем окружающим; дает пример веры, молитвы и любви к земле, на которой мы совершаем свой жизненный путь.
Пресс-служба Тверской епархии
Фотогалерея Смотреть все фотоПоследние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований