В Серафимовской церкви Твери прошло архиерейское богослужение
14 января, накануне празднования преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского,
14 января, накануне празднования преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в храме преподобного Серафима Саровского на Волынском кладбище в Твери.
Архиерею сослужили благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель храма протоиерей Геннадий Подгорный. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин.
На богослужении молились прихожане храма и гости. Во время богослужения митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии.
На литии владыка митрополит совершил благословение хлеба, пшеницы, вина и елея.
На утрене был прочитан акафист преподобному Серафиму Саровскому.
Песнопения богослужения исполнил хор под управлением Ольги Рубановой. Песнь Богородицы и воскресный тропарь по Великом славословии были пропеты духовенством в алтаре.
После всенощного бдения архипастырь поздравил прихожан с престольным праздником:
Всех вас поздравляю с воскресным днем, с предпразднством Богоявления Господня и, конечно же, с престольным днем этого святого храма — с памятью преподобного и богоносного отца нашего, «претихого и кроткого», как сказано в молитве ему, старца Серафима Саровского, одного из самых любимых святых не только в России, но и во всём православном мире.
Преподобный Серафим именуется нами пасхальным батюшкой. Пасхальным потому, что в его сердце всегда жила радость, и эту радость никто никогда не мог у него отнять, что бы с ним ни происходило. Его осуждали, его не понимали, в том числе и собственные братья монашествующие, его избивали, его сделали калекой, однако он всегда эту радость хранил в сердце, потому она созидалась и удерживалась благодатью Духа Святого, Которого Преподобный привлекал прежде всего своим удивительным смирением. И поэтому он имел полное право во всякое время встречать любого человека пасхальным приветствием «Христос воскресе!».
Иногда среди нас бывают такие чудаки, которые пытаются копировать Серафима Саровского, причем достаточно настойчиво, обращаясь с этими словами к другим, ожидая обязательно, даже во внепасхальное время, ответа «воистину воскресе» от того, к кому они их обращают. Не будучи людьми смиренными, не будучи носителями подлинный радости, эти люди пытаются по форме копировать Серафима Саровского, но святые дают нам совсем другой пример, который мы должны разумно и сердечно попытаться увидеть именно в его глубине, увидеть саму суть, а не форму, увидеть Тот Дух, Который наполнял этого святого, и попытаться стяжать Его прежде всего основой всякой добродетели — смирением, без которого напрасны все остальные труды, все добродетели. Вот тогда даже на какое-то мгновение или, может быть, даже какой-то период, переживая эту пасхальную радость, мы, возможно, и будем иметь какое-то право выражать ее внешнему миру, но делать это нужно, конечно, тогда, когда и мир к этому готов, когда люди, с которыми мы общаемся, расположены принять эту радость. А если ее не расположены принять, тогда нужно хранить ее в сердце своем до светлого Христова Воскресения, до той Пасхи, которую празднует ежегодно Христова Церковь, для того, чтобы не расплескать и не растерять в себе тот дар радости, который посылается нам от Бога в ответ, повторюсь, на смирение, доброделание и все те иные качества, которыми в таком множестве обладал преподобный и богоносный отец наш Серафим.
Его же молитвами Господь да поможет и нам получить хотя бы частичку этой радости, особенно в наше тревожное, неспокойное и очень противоречивое время, наполненное страхами, унынием, печалями и какой-то безнадежностью. Пусть молитвами преподобного Серафима Саровского Господь поможет нам вырваться из этих страхов и идти вперед с верой и надеждой на то, что Господь нас не оставит, несмотря ни на какие препятствия и испытания. Я благодарю всех вас за молитвы, хор — за прекрасное молитвенное пение. Призываю на всех вас Божие благословение.
Справочная информация:***
В 2003 году, когда Русская Православная Церковь отмечала столетний юбилей прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил строительство храма в честь этого святого в районе Волынского кладбища города Твери. Волынское кладбище стало основным местом погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII–XVIII столетий и было приписано к приходу храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
27 октября 2003 года был совершён чин закладки храма преподобного Серафима Саровского. В основание его алтаря поместили частицу мощей священномученика архиепископа Фаддея (Успенского).
Закладной крест через два дня был сломан неизвестными и выброшен в овраг у канала, проходящего от ТЭЦ-3. Неоднократно спиливался и крест, установленный на Крестовоздвижение в 2003 году.
Но строительные работы всё же начались и продолжались.
1 августа 2004 года был готов фундамент храма. Началось возведение самого храма. 22 ноября удалось пресечь попытку поджога нового храма. Но 13 января 2005 года, накануне первой планировавшейся в храме службы, всë-таки был совершён поджог. Огонь сильно повредил храм изнутри, но не коснулся алтаря.
При восстановлении храма после пожара было решено вернуться к первоначальному проекту и завершить общее возведение храма Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века.
14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента трапезной части храма преподобного Серафима Саровского на том самом месте, где находилось сильно пострадавшее от огня и разобранное после январского пожара крыльцо, ковш экскаватора с глубины 1,5–2 метров извлек на поверхность земли останки 79 человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4 кубометрах грунта. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви и одежды. Так рассказы жителей Тверской Волыни о тайных захоронениях здесь в годы репрессий подтвердились фактами. Прокуратура Заволжского района Твери возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Специалистами судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову (отверстия в затылочной части черепов). Время их нахождения в земле составило 50–70 лет, что совпадает с периодом массовых репрессий.
30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание страдальцев, а на его западной стене, над местом страшной находки, была открыта мемориальная доска в память о репрессированных в период 30–50-х годов ХХ века. Останки захоронили в братской могиле у южной стены храма.
1 августа 2017 года храм был освящен.
В храме особенно почитается священномученик Илия Громогласов, расстрелянный 4 декабря 1937 года и погребенный в общей могиле на Волынском кладбище.
Пресс-служба Тверской епархии
Фотогалерея Смотреть все фотоПоследние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований