В Вышневолоцком Казанском монастыре почтили память подвижницы ХХ века схимонахини Марии Самарской

В праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого в Казанском женском монастыре г. Вышнего Волочка вспоминали блаженную старицу схимонахиню Марию Самарскую (Матукасову), упокоившуюся в Казанской обители.

В праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого в Казанском женском монастыре г. Вышнего Волочка вспоминали блаженную старицу схимонахиню Марию Самарскую (Матукасову), упокоившуюся в Казанской обители. 

14 января в монастыре собрались почитатели святой подвижницы ХХ века, паломники из Самары, Москвы, Тольятти, Вышнего Волочка и его окрестностей и других областей. 

После Божественной литургии в Казанском соборе была отслужена панихида в часовне, где находится ее гробница. Обитель изначально создавалась по благословению и по молитвам блаженных. Духовник основательницы монастыря игумении Досифеи нес подвиг юродства ради Христа, а когда монастырь вернули Церкви после советского периода, то сюда пришли блаженные Любушка Сусанинская и схимонахиня Мария Самарская (Матукасова). По их молитвам и сегодня продолжается возрождение обители.

Паломники привезли от своих земляков множество просьб к блаженной схимонахине Марии и свидетельства об исполнении просимого; поделились неизвестными ранее историями о встречах с блаженной старицей.

***

15/28 марта 1908 года в Самаре у Ивана и Натальи Матукасовых родилась девочка, которую назвали Марией. Вскоре семья переехала в город Актюбинск, здесь Иван устроился работать машинистом, Наталья воспитывала дочь и занималась домашним хозяйством. В 1917 году Иван потерял работу, Наталья с Марией были вынуждены вернуться домой. В школе Мария проучилась лишь 5 лет. Из автобиографии старицы Марии: «…Я была одна у мамы — папа наш не вернулся. В школе я училась 5 классов, а с 12 лет пошла работать — вязала кулачком… Потом занималась на курсах счетоводов и работала счетоводом. А в школе я тоже работала лет 5 — учила детишек шить и вышивать (и молитве учила). Я в Бога всё время верила и детям иконки дарила и молитвы читала. В 23 года я почувствовала, что Бог меня призывает молитвой Своей и стала сама молиться сильно и понимать, что мне открывается».

Известно, что с февраля 1944 года по март 1945 года матушка Мария находилась в заключении. В послевоенные годы она взяла на себя подвиг юродства. С начала 60-х годов старица жила при Свято-Вознесенской Церкви в райцентре Кинель-Черкассы Самарской области.

Матушка Мария была очень кротка, терпелива, снисходительна к окружающим её людям и казалась просто доброй бабушкой.

Всех поражало ее смирение. Обладая великим даром мудрости и прозорливостью, она почитала себя лишь немощной старушкой. Но несла она великие подвиги, отмаливая людей и Отечество.

Мария Ивановна постоянно носила на себе очень тяжелые мешки с камнями и мусором. Говорила: «Грехи ваши ношу».

Ее часто видели полулежащей на ступенях храма. Хочешь поговорить — ложись рядом, смири гордыню, согни свою выю.

Вспоминают, что она до вступления на путь юродства очень любила чистоту. Все раскладывала по местам, ничего не разбрасывала, аккуратно причесывалась, обувь всегда вымыта, одежда постирана. А юродствуя, терпела грязь, лежала на заплеванных ступенях, ела с собаками: сначала собаке даст куснуть, потом уже сама. Ее называли человеком большой тайны, и видел ту тайну лишь Господь, укреплявший ее в ее непостижимом для нас подвиге.

Одежды Мария Ивановна не меняла – носила, пока та не истлевала прямо на ней.

Ночевала матушка чаще всего на полу, на половике, постели она вообще не признавала. Больше месяца блаженная спала в прихожей, на пороге дома одного священника, так что через нее все входящие перешагивали. И ни за что не соглашалась перелечь на хороший кожаный диван. Зато теперь на том месте стоит большой монастырь…

Последние 40 лет своей жизни она жила исключительно при храме. Внешне она была маленького росточка, лицо — удивительно благородное, красивое, очень русское. Одета была всегда очень бедно.

Прошлое, настоящее, грядущее было раскрыто перед ней Самим Богом. Она могла назвать человека, которого видит в первые, по имени и отчеству, называла и фамилию. Прозорливая старица открывала людям волю Божию, умела осторожно обличить, утешить, взять на себя чужую боль. Душа её была необычайно чуткой к чужому горю.

Множество исцелений совершилось по её молитвам.

5 января 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Мария Ивановна Матукасова была пострижена в схиму с именем Мария в честь равноапостольной Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптинской пустыни.

Впервые матушка Мария приехала в Оптину пустынь в 1997 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Ее привела туда Матерь Божия — об этом неоднократно говорила сама матушка, ведь она была послушницей Божией Матери. А про Оптину пустынь старица говорила так: «Здесь хлеба много-много (благодати), а дыр-то сколько…» Вот она и приехала латать эти дыры. «Я по семечку сажаю. А потом хлеб вырастет и все серпом срежут…» — говорила она.

Незадолго до смерти, 3 января 2000 года, вместе со своей келейницей, монахиней Евгенией, схимонахиня Мария приехала в наш Вышневолоцкий Казанский монастырь. «Останусь с вами, — сказала она, — здесь все родное. Я приехала к Любушке».

Старица прожила в монастыре всего двенадцать дней. Перед тем, как тяжело заболеть, она попросила отвести ее в часовню, где похоронена блаженная Любушка. Возле часовни она долго молча молилась. Потом попросила отвести ее в келию.

Матушка знала час своей кончины и заранее попрощалась со своими ближними и сестрами обители… На следующее утро у матушки произошел инсульт.

Скончалась схимонахиня Мария 1/14 января 2000 года. В это время в обители находился игумен Антоний (Гаврилов) из Оптиной пустыни. Он и совершил первую панихиду по новопреставленной.

Блаженная старица продолжает помогать всем, кто обращается к ней за помощью, кто с верой просит её молитвенного предстательства пред Господом, у престола Которого она предстоит вместе с блаженной старицей Любовью.

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочёк

Последние новости

Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области

Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив

Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее

Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.

Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны

Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Рыбинске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *