Вера во Христа избавляет человека от крайностей
В день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Церковь вновь представила нашему слуху и духовному взору Евангельское чтение о Марфе и Марии.
В день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Церковь вновь представила нашему слуху и духовному взору Евангельское чтение о Марфе и Марии. Они были хорошими людьми, они любили Бога, были привязаны к Богочеловеку Христу, были во всём добрыми женщинами, о которых вряд ли можно сказать что-то худое. И в Своей нынешней речи Господь не обличает Марфу, а довольно спокойно, по-житейски, мягко направляет ее, говоря: «Марфа, не суетись, всё хорошо, посмотри на Марию».
Мы легко можем представить себе мудрого Путника, Учителя, Который именно так с доброй улыбкой на лице мог бы поправить каждого из нас, если бы мы принялись слишком суетиться в Его честь.
Марфа служила Христу и Мария служила Христу. Обе почтили Его так, как могли, лучше всего, в соответствии с собственными представлениями о служении. Способы выражения их любви были различны, но, несмотря на разницу в выражении любви, и служение действенное, и служение духовное — всё это проявления одной и той же любви. Нынешнее Евангелие учит нас тому, что способы проявления любви могут быть различны, урок Марии и Марфы — это лишь довольно выпуклое описание двух способов любви к Богу. Но способов любить существует бесчисленное множество, и, пожалуй, нет единственно правильного или универсального.
Деятельная Марфа заботится о большом угощении, о том, как бы побольше и получше послужить Учителю. Созерцательная Мария старается сесть поближе, чтобы услышать слова Учителя. Традиционно образы Марфы и Марии рассматриваются как метафоры двух путей служения Богу. Путь Марфы — это путь деятельной любви, того, что сейчас мы называем социальным служением, а путь Марии — это путь любви созерцательной, или молитвенного служения. И часто нам кажется, что эти два пути если не противоположны друг другу, то, по крайней мере, сложно поддаются сочетанию, они как будто параллельны и редко пересекаются.
В образе Пресвятой Богородицы мы имеем прекрасный пример сочетания двух этих путей. Кто может возразить, что Она созерцательна и молитвенна, что Она скромна и молчалива и всецело погружена в служение Богу Своим сердцем, в мыслях обращена всегда к Нему? Но можно ли сказать, что Она бездеятельна, что Она совершенно оторвана от служения ближним, от помощи простым людям. Не Она ли замечает недостаток вина на браке в Кане Галилейской, куда Она была приглашена вместе со Своим Сыном? Не Она ли обращается к Нему с просьбой помочь этим бедным людям?
Вера во Христа избавляет человека от крайностей. От ухода в совершенное созерцание, с одной стороны, и от ухода только в делание — с другой. Мы сотворены для гармоничного сочетания духовного и физического, мы созданы быть одновременно нематериальной душой и материальным телом. Именно об этом, о здравом сочетании в себе без потерь духовного и физического, напоминает нам сегодняшний праздник и сегодняшнее Евангелие. И оно же указывает на приоритет: сначала слушание Слова Божия, а лишь потом делание. Сначала вера и молитва, а затем — дела милосердия.
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», которую мы сегодня чтим, особенно дорога мне. Десять лет, будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, я молился перед образом Божией Матери «Знамение» Царскосельским каждый день, принося свои воздыхания Пресвятой Деве, прося Ее помочь мне в чрезвычайно сложном служении, которое доверил мне Господь. Я о многом просил Богородицу для Академии. И всё, что было нам на пользу, Она давала нам. Я просил также Ее помочь сочетать в своей жизни деятельное служение и созерцательное, ибо действительно в потоке дел, безусловно необходимых, жизненно необходимых для существования духовной школы, можно потерять себя, полностью посвятив себя лишь заботе о благополучии студентов, о том, чтобы всех их накормить и обеспечить всем необходимым для мирного существования и плодотворного обучения, о возвращении зданий Академии.
И всякий раз получал просимое — и возможности для деятельного служения ближним и предстояние перед Ее Сыном вместе со всей академической семьей за Евхаристией. Много и вы, дорогие братья и сестры, получили от Божией Матери, молясь перед Ее образом годами здесь, в Осташкове. Давайте и ныне все вместе помолимся Пресвятой Богоотроковице, да поможет Она и в нынешнее непростое время каждому из нас сочетать в себе помощь ближним и служение Богу, любовь к ближним и любовь к нашему Творцу и Спасителю, а также различать, что правда в нашей жизни, а что нет.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 декабря 2022 года. Праздник иконы Божией Матери «Знамение». Вознесенский собор Осташкова, Тверская область.
Последние новости
Творческая поддержка талантливой молодежи Тверской области
Губернаторская программа поощрения студентов и участников культурных инициатив
Конференция «Единой России» в Твери: итоги и планы на будущее
Обсуждены ключевые вопросы социальной стабильности и поддержки граждан.
Эксперты назвали факторы, влияющие на экономику страны
Анализ текущих тенденций и прогнозы на будущее
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований